Автор Тема: Учителей заменят роботы и тьюторы  (Прочитано 3744 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Татьяна Ковалева, Мария Чередилина, Анна Шайхутдинова

– Ваши прогнозы: какие образовательные результаты-2030 важны для успеха ребенка?
– Общеобразовательные результаты-2030 – это результаты тех, кто сегодня шагнул в ранний дошкольный возраст. Или тех, кто постарше, но будет учиться экстерном.
Обеспеченные родители нынешних дошкольников отправляют их на обучение иностранным языкам, спорту, робототехнике, шахматам и, конечно, на раннюю подготовку к школе. Развиваются педагогические технологии раннего воспитания финансовой грамотности. В обществе растет информированность об альтернативных формах получения образования, и есть предположение, что подобные формы среди прочих эффектов помогут достичь более индивидуализированных результатов обучения, но, к сожалению, исследований в этой области не хватает. Инклюзивные процессы в образовании и обществе в целом, в том числе развитие технологий социально-образовательного наставничества, рождают новые шансы в получении детьми и подростками востребованных образовательных результатов в области социализации, профессионального самоопределения, самоорганизации, развития предпринимательских навыков.

– Почему именно эти результаты, а не другие?

– Общеобразовательные результаты-2030 уже создаются сегодня на основе:
– социокультурных вызовов и трендов (инклюзия, толерантность, разнообразие);
– технологических вызовов и трендов (развитие робототехники, нанотехнологий, медицины, гуманитарных технологий, например, экспертизы);
– предпочтений ресурсных семей, которые могут сами обеспечить свои запросы;
– возможностей детей (возрастные и индивидуальные особенности).

Наши прогнозы:
1) процесс обучения и соответственно результаты обучения будут постепенно сходить на нет, т.к. все, чему можно обучить, будет передано роботам и обучающим программам;
2) в перспективе будет нарастать востребованность организации процесса учения (свободные форматы, сетевые формы организации, самоорганизация и т.д.);
3) возникает запрос на новые компетентности учителя (тьюторские (навигационные) или переход к формированию новой массовой профессии – тьютора).

– Какие механизмы для достижения этих результатов и какие ограничения вы видите?

– Механизмами достижения актуальных образовательных результатов-2030 могут стать:
– общественно-профессиональное обсуждение;
– бенчмаркинг (поиск и анализ успешного опыта других организаций с целью применения в своей школе);
– коррекция финансируемых государством общеобразовательных программ;
– выравнивание образовательных шансов.

Ограничения и риски:
– несбалансированность в учете различных трендов при принятии решений на государственном уровне;
– недофинансирование сферы образования как из бюджета государства, так и из бюджетов домохозяйств, в новых экономических условиях;
– проблема здоровья детей окажется важнее, чем проблема их образования.


Анна Шайхутдинова: От образовательного стандарта – к личности ребенка

Несмотря на всеобщую диджитализацию и роботизацию, профессия учителя не исчезнет, но серьезно изменится. На мой взгляд, это будет возвращение к истокам – преподаватель вновь станет тем человеком, который направляет и вдохновляет, а не решает административные задачи.

Оптимизация проверки домашних заданий, ведение журналов и подготовка отчетности будут решаться за счет онлайн-сервисов. Помимо сбора аналитических данных, учитель будет принимать решение на основании качественных данных (успеваемость, внимательность, особенности обучаемости).

Такой подход сделает образование максимально персонализированным, а значит, максимально эффективным. Учителя в процессе обучения все чаще будут использовать гаджеты и другие технологии – это гораздо эффективнее, чем с ними бороться. К тому же некоторые технологии могут вывести обучение на новый уровень – так, VR (имеются в виду учебные видеоролики в формате виртуальной реальности) очень хорошо подходит для уроков истории и географии и в целом повышает познавательную мотивацию и увеличивает объем кратковременной памяти у детей.

В ряде школ Китая и США уже начали внедрять VR-программы. По мере того как учитель будет освобождаться от рутинной административной работы, фокус в образовании будет постепенно смещаться от образовательного стандарта к ученику – его особенностям, интересам и потребностям. Это потребует новых инструментов диагностики и выявления талантов. Одними контрольными и результатами ЕГЭ не выйти к персонализации образования, поэтому появятся новые системы измерения.

Рамки учебного процесса будут расширяться, образовательная траектория школьника будет похожа на конструктор. Туда войдут не только школьные предметы, но и развивающие форматы дополнительного образования, игры, онлайн-курсы. Наличие множества образовательных инструментов поможет складывать и формировать индивидуальные траектории развития и максимально задействовать уникальный потенциал каждого ребенка.