Автор Тема: ТРИЗ-игры: противоположности  (Прочитано 4168 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Что такое хорошо, и что такое плохо? Эти вопросы поднимаются в каждой семье. И всякий раз, когда я о чем-то говорю, перепроверяю себя – а так ли это на самом деле. Ведь что хорошо одному, другому может быть плохо. В одной ситуации – благо, в другой – зло. Увидеть всеобъемлющую картину мира, почувствовать грани противоположностей моим детям помогают игры ТРИЗ. Иногда я прибегаю к ним спонтанно.

«Хорошо-плохо»
Эта игра самая простая и часто всплывает сама по себе. Например, глажу одежду. Средний сын вьется вокруг – я пытаюсь объяснить, что утюг горячий, он может упасть, и я обожгусь.

– Но я не могу его выключить, потому что тогда он перестанет разглаживать белье, – продолжаю я.
– Ух ты! Один предмет может и навредить, и очень помочь, – сын ложится на диван, замирает, слушает.
– А давай поиграем? – предлагаю я. – Фигурные коньки, они хорошие? Чем они хороши?
– На них можно здорово кататься!
– А что в них плохого?
– Можно больно упасть. А еще, если долго кататься, ноги устают.
– Или возьмем мороженое. Оно хорошее? – спрашиваю я.
– Дааа! Особенно, если лето, жарко, и папа покупает нам самое любимое.
– А может мороженное быть плохим?
– Может. Если съесть слишком много, то становится ужасно сладко во рту. – размышляет сын. – А если кушать быстро, то зубы замерзают.

И пока мы перебирали предметы, еду и даже воспитателей (а что, у людей тоже бывает хорошее и плохое настроение), я всё белье незаметно погладила. Ребенок скоротал ожидание, кое-что узнал и получил новый очень полезный навык – заглядывать на вторую сторону медали.

«Перевертыши»
Бывают случаи, когда с детьми нужно играть во что-то подвижное, полезное для умственного развития и одновременно достаточно спокойное, чтобы не разнести весь дом. Я очень люблю игру «Перевертыши», которая напоминает эдакую узкоспециализированную аналогию «съедобного-несъедобного». Я кидаю ребенку мячик и называю слово, а он должен кинуть его брату и назвать противоположность (предмет, явление, признак или действие). Второй сын снова кидает мне и так по кругу. Начинаем мы с элементарного: горячий – холодный, быстрый – медленный, выпуклый – плоский. Дальше посложнее: дождь – засуха, ясно – облачно, горы – низины, обрыв – равнина.

Я всегда выбираю подходящие в данной ситуации слова. Если что-то делаю параллельно, то выбираю легкие объекты. Если же полностью включена в игру, то называю что-нибудь посложнее. И тогда получается полноценный занимательный урок, где дети расширяют свой словарный и ассоциативный запас. Например, слово «сложный», антоним для него – «простой». Или я могу ввести в употребление новое слово – «элементарный».

Однажды я здорово попалась. Сын бросил мячик со словом «земля». Я сначала хотела ответить «вода», но ведь она течет по земле, это не противоположность. И я начала спрашивать, сухая земля или мокрая, и вообще, почему земля. А всё оказалось по-детски просто: перевертыш к земле – небо.

«Где прячутся противоположности»
Эта игра – настоящее учебное пособие. Противоположности прячутся везде, только мы редко об этом задумываемся. Мы эту игру, честно сказать, затеваем редко. Может быть, поэтому она на особом счету, так как требует времени, настроя, внимательности и желания пофантазировать. Играть можно по-разному в зависимости от возраста ребенка, степени его включенности и обстоятельств.

С четырехлетним средним сыном мы пока играем в простой вариант. Я называю предмет и стараюсь дать в руки, произношу его свойства (например, чашка – прочная и хрупкая). Его задача – найти, как эти противоположности проявляются. Чашка прочная, потому что ее нельзя деформировать руками, но хрупкая, потому что разобьется, если упадет со стола на кафельный пол. Или плюшевый мишка: он мягкий и твердый. Мягкая у него шерстка, а твердые – глазки-бусинки. Иногда, когда Слава особенно горит играть, он может сам находить противоположные свойства у игрушек и предметов. Недавно выдал, что капуста вкусная в пирожках и невкусная в супе. Это смешно, но я обрадовалась: ребенок включает игру в жизнь. Он понимает, анализирует и вплетает в свой опыт.

Со старшим сыном (6,5 лет) Ильей мы играем в более сложные вариации, когда стараемся найти в одном предмете как можно больше противоположностей. Возьмем торт: когда его пекут, он горячий, а достали из холодильника – холодный. С одной стороны, это один продукт, а с другой стороны – в нем много ингредиентов. Торт вкусный и сладкий, а может быть невкусным – сухим или несвежим и приторным. Это лакомство может быть большим или маленьким, черным (покрытым шоколадом) или белым (залитым глазурью), бесполезным и даже вредным или полезным, если оно фруктовое на творожной основе.

Однако самая интересная вариация для Ильи – это искать противоположные черты у героев сказок. Он очень любит различных персонажей и ищет такие свойства характера, как доброта, честность, самообладание. А потом с удовольствием находит решительность в бою, жестокость с врагами, хитрость и обман, а порой даже растерянность и отчаяние. И в эти моменты вроде бы на примерах сказок мы можем поговорить о серьезных жизненных вещах. И это очень ценно для меня.

«Объяснялки»
Эта игра учит детей правильно понимать противоположности и уметь о них говорить. Ребенок сам (старший легко с этим справляется) выбирает объект, находит в нем противоположности и говорит, зачем они нужны. Например, арбуз. У него твердая корка, чтобы защитить мякоть и твердые семечки, которые могут попасть в землю, перезимовать и прорасти весной. А мякоть мягкая, чтобы ее приятно было кушать. Или телефон, невероятно полезная штука: и позвонить можно папе, и узнать дорогу, и купить игрушку, а только сядет батарейка – абсолютно ненужная коробочка.

«Один – хорошо, много – плохо»
Ну и последняя из «противоположностей», но далеко не последняя из любимых ТРИЗ-игр. Она помогает не только установить связи хорошего и плохого, но и позволяет ребенку увидеть зависимость качества от масштабов события. Мы отыгрываем здесь разного рода аллегории. Например, одна конфета это – хорошо? Да. А много? Дети хором кричат «конечно!» Я-то предполагала «нет», если честно. И вдруг я им предлагаю: «Представьте много-много конфет. Вся комната забита ими. Мы лежим прижатые этими сладостями, фантики щекочут пятки, мы не можем пойти погулять. Хорошо? Нет». Вывод: много конфет – это плохо. Шутка.

У Ильи есть один велосипед – хорошо. А было бы их сто – плохо, потому что их хранить негде. Да и не успеть на всех покататься.

Вторая версия этой игры, когда один – плохо, много – хорошо. Например, плохо, когда на всю землю одно дерево. Или когда на весь детский сад одни качели.

ТРИЗ-игры на понимание противоположностей помогают внести разнообразие в наши будни. Теперь дети могут перевернуть с ног на голову все что угодно, они активно этим занимаются, а вместе с ними и я имею возможность посмотреть на что-то под другим углом. Однозначно, это полезно всем.

Екатерина Федотова, сказочница, мама трех озорных мальчишек
(Представлены игры из сборника "Калейдоскоп мышления" )