Автор Тема: Матрешка  (Прочитано 4181 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Матрешка
« : 11 Февраля 2017, 08:41:09 »


Матрешка стала нашим национальным сувениром. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку. Но матрёшка - не только украшение или сувенир, прежде всего она - игрушка для детей. При чём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму. Всё это конечно же способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей.

Но чтобы матрёшка имела развивающий эффект, недостаточно её приобрести и дать в руки ребёнку. Необходимо открыть её замечательные свойства и научить малыша играть с ней. Для этого вам понадобится многоместная матрёшка, включающая 10-12 предметов. При его отсутствии можно использовать 2 набора обычных пятиместных матрёшек. Пригодятся также палочки, кружочки или кубики разной величины.

Очень важен момент первого знакомства с матрёшкой, открытие её главного секрета. Этот момент вы должны сделать радостным и сюрпризным. Например так.

Усевшись за столик вместе с ребёнком, вы торжественно достаёте большую матрёшку и восхищаетесь её красотой: "Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёша. Какой у неё платочек, какие щёчки..." Полюбовавшись ею, вы берёте игрушку в руки и удивлённо говорите:"Что-то она тяжёлая, и гремит Может там что-то есть внутри? Давай посмотрим!" Открывая матрёшку, вы вместе с малышом как заклинание произносите слова:"Матрёшка -матрёшка, откройся немножко!" Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить ожидание и любопытство ребёнка.

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней другую, вы естественно удивляетесь и рассматриваете её вместе с ребёнком, как и первую. Поставив две матрёшки рядом, предложите малышу сравнить их. Спросите, какая выше, а какая ниже, какой платочек у маленькой, какого цвета фартук у большой. Объясните, что по форме обе матрёшки одинаковые, а по размеру разные. После этого предложите узнать, не спрятался ли в новой матрёшке ещё кто-нибудь. Под те же слова ("Матрёшка-матрёшка, откройся немножко") пускай появится следующая, третья матрёшка. Поставьте её рядом и сравните с предыдущими. Так продолжается до тех пор, пока все матрёшки не выйдут.

Выстроив их в ряд по росту, обратите внимание ребёнка на то, что каждая матрёшка одета по своему и что каждая следующая меньше предыдущей на целую голову. После такого знакомства начитается игра в детский сад.

Объясните малышу, что матрёшки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. Отгородите место на столе (чертой или палочкой) для старшей и младшей группы и предложите отвести каждую из матрёшек в подходящую группу - пусть это решает сам ребёнок. Если он перепутает, поставьте две матрёшки рядом и спросите, какая больше. Когда все матрёшки попадут в соответствующие группы, подведите итог, т.е. подчеркните, что высокие матрёшки попали в старшую группу, а ростом поменьше - в младшую. Они ещё маленькие. Вот подрастут, и тоже пойдут в старшую. "А теперь пусть наши матрёшки пойдут гулять - предлагаете вы, - Пусть старшие поведут своих подружек из младшей группы". Попросите ребёнка сначала собрать на прогулку, т.е. построить по росту, старших матрёшек. Потом нужно для каждой старшей матрёшки найти соответствующую пару в младшей группе. Предложите малышу взять самую большую матрёшку, пойти с ней в младшую группу и найти ей подходящую пару - самую большую среди маленьких. Когда он выберет подходящую пару для большой, попросите отвести обеих матрёшек на другой край стола, где у вас будет детская площадка. Первая пара уже пошла гулять, а вам нужно подобрать следующую, т.е. выбрать вторую по величине матрёшку в старшей и младшей группе. Когда все 5 или 6 пар будут готовы, матрёшки гуляют по столу: прыгают, поют и пр.
На "прогулке" можно устроить игру в пряталки. Маленькие матрёшки пускай попросят более крупных спрятать их, а остальные ищут пропавших подружек. Убедитесь вместе с ребёнком, что спрятаться в матрёшке может только та, что меньше ростом, а более крупная в маленькую не поместится.

После прогулки матрёшки с помощью малыша опять выстраиваются парами и возвращаются в детский сад, где их зовут к медсестре измерять рост. В качестве ростомера можно использовать пирамидку с одним колечком, которое свободно перемещается по стержню. Пусть малыш ставит матрёшки на ростомер, начиная с самой маленькой, а вы опускаете над их головами колечко и отмечаете, какого роста каждая из них. Для отметок можно использовать цветные карандаши, подбирая их в соответствии с цветом каждой матрёшки. Почаще спрашивайте ребёнка, какая из них самая высокая, какая чуть-чуть пониже, какая намного меньше, где самая маленькая и пр.

После этой процедуры приходит время обедать. Вы достаёте набор тарелок - кружочков разной величины в соответствии с количеством матрёшек и предлагаете ребёнку подобрать для каждой подходящую тарелочку - самую большую - для самой высокой матрёшки, чуть поменьше для следующей и пр. Здесь уместны разные шутки - например, маленькая матрёшка захотела поесть из большой тарелки, а большая, жалуясь на отсутствие аппетита, предпочитает маленькую порцию. Возле одной тарелки могут оказаться сразу 3 матрёшки, а кто-то из них может забрать себе две порции. В конце концов вы вместе с малышом всё же наводите порядок и каждая матрёшка съедает свой обед.

После обеда, естественно, нужно поспать. В качестве кроваток можно использовать бумажные полоски или квадраты разной величины, в соответствии с размерами матрёшек. Матрешки по сказке "Теремок"Они опять разделяются на две группы - старшую и младшую - малыш отводит каждую группу в свою спальню, где выбирает для них кроватки. Сначала нужно уложить младших, а потом старших. Здесь опять же матрёшки могут покапризничать и показать свой характер. Две из них могут поспорить из-за одного места, или большая захочет залезть в маленькую кроватку. С вашей помощью матрёшки могут иногда исчезать. Обнаружив вместе с малышом пустую кроватку, подскажите ему, что кто-то из них спрятался и нужно догадаться кто. Сравнив размер пустой кроватки с остальными, ребёнок сам должен определить рост пропавшей матрёшки - из какой она группы, ближе она к самой большой или самой маленькой, где самые близкие к ней по росту. Когда он сможет приблизительно определить рост исчезнувшей матрёшки, она вдруг появится и извинится за непослушание.

Если вы играете двумя одинаковыми наборами, можно подбирать пары одинаковых матрёшек из каждого набора. В этом случае ребёнок должен подобрать для каждой матрёшки подругу того же роста. Перемешайте все два набора матрёшек и предложите выстроить их парами по росту. Разговаривая от имени каждой матрёшки, просите ребёнка найти ей пару. Сначала он будет сравнивать руками, а потом научится делать это на глаз.

Вы можете придумать и другие сюжеты. Важно показать, что все матрёшки с одной стороны похожи, что они "родственники" или подружки, а с другой стороны - они разные и могут вступать в различные отношения - дружить, ссориться, мириться, старшие могут заботиться о младших или, наоборот, обижать их, а младшие могут демонстрировать свою неопытность и наивность.

После игры не оставляйте матрёшку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребёнок быстро утратит к ней интерес, а её отдельные части будут разбросаны и быстро растеряются.

В первых играх с матрёшкой ваше участие совершенно необходимо! Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, дать им характер, сделать весёлыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны заразить малыша интересом к игре и вовлечь в воображаемую ситуацию.

И ещё один совет: постарайтесь предоставить ребёнку больше свободы и почаще побуждайте его подумать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, помогите ему наводящим вопросом или смешной ситуацией. Помогите ребенку построить свой "матрёшечный" мир.