Автор Тема: Учимся слушать музыку: от простого к сложному  (Прочитано 3591 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 269
  • Пол: Женский
Язык музыки, как и любой другой язык, родной или иностранный, математики, жестов — представляет собой своеобразную кодировку различных образов. И мы подсознательно пытаемся «расшифровать» услышанное — не записать нотами, а именно понять, нарисовать в своем воображении определенную картинку.

Мы живем в мире звуков, но часто их не замечаем. Уже в колыбели малыш учится узнавать голос мамы, шум погремушки, скрип двери. Некоторые звуки становятся для человека фоновыми. Наш мозг их воспринимает, но обрабатывает автоматически, не мешая сознанию делать другие, более важные, дела. Для многих и музыка становится таким фоновым шумом. Эти люди не будут стремиться на концерт в филармонию.

Как и любым другим, языком музыки невозможно владеть от рождения. Для этого требуется особая среда. Пусть вас не пугает этот термин, ведь большинство родителей отчасти создают ее, даже не подозревая об этом. Это происходит в таких ситуациях: мама напевает малышу колыбельную, включает музыку для разминки или даже для работы, учит различать спокойную мелодию и бодрую. Что же еще в наших силах сделать дома?

Развиваем музыкальное чутье малыша
Например, можно научить воспринимать громкие – тихие или низкие – высокие звуки. Если малыш совсем кроха, можно озвучить известное стихотворение.

Большие ноги шли по дороге:
ТОП-ТОП, ТОП-ТОП.
Маленькие ножки шли по дорожке:
топ-топ-топ-топ.

Возьмите две пары предметов из однородных материалов. Это могут быть два карандаша и деревянных кубика или две чайные ложки и металлические миски.

Прочтите ребенку стихотворные строки, одновременно извлекая звуки большими, а затем маленькими предметами. При повторном чтении полностью замените звукоподражания «топ-топ» на шумы. А потом поиграйте одними только предметами — пусть малыш покажет ручками, как большие или маленькие ножки «шагают». В качестве усложнения можно спрятать предметы за ширму и попросить малыша отгадать, какой из них звучит.

Изучаем голоса птиц и звуки машин
Ребенка постарше можно поучить прислушиваться к голосам птиц. Зимой их меньше и «песенки» контрастнее: воробьи чирикают, голуби воркуют, сороки стрекочут, вороны каркают, синички тинькают.

А дома попросите малыша подобрать звук к пению птички, например, воробья из имеющихся звуковых игрушек. Что больше подойдет: барабан, бубен или дудочка (свисток)?
На другой прогулке послушайте транспорт: как работает мотор легкового автомобиля, дизельного трактора и т.д. А дома пусть малыш подберет подходящий музыкальный инструмент (мой сын проводил карандашом по деревянным кубикам).

А потом поиграйте в «различалки». Пусть ребенок угадает, чей звук вы издаете за ширмой (птички или машины) и т.д. Не забывайте меняться ролями с малышом. Если у вас есть металлофон, то на маленьких пластинках можно изобразить птичку, а на длинных — машину. Отгадать будет сложнее. Если же дома есть «взрослые» музыкальные инструменты (пианино, гитара и т.д.), смело используйте их!

Озвучивание сказки
Следующим этапом ваших музыкальных занятий может стать озвучивание известной сказки, например, «Теремок». Подберите «инструменты» для героев. Вы можете:
за мышку — пошуршать полиэтиленовым пакетом
за лягушку — постучать барабанными палочками (или карандашами) друг о друга
за зайчика — погреметь погремушкой
за лисичку — позвенеть бубном
за волка — стукнуть металлическими крышками или чашками друг о друга
за медведя — хлопнуть по барабану.

Рассказывайте сказку, не называя героев, а вместо этого издавая соответствующие им звуки. Пусть ваш ребенок отгадывает, кто идет к теремку или шумит в нем. Поощряйте ребенка за самостоятельное инсценирование таких сказок.

Слушаем произведения
После таких вводных занятий уже можно послушать с малышом целое музыкальное произведение. Например, после совместного похода по торговым рядам поведайте малышу о традиционных русских ярмарках. Рассмотрите и обсудите картины художников, на которых запечатлены ярмарочные гуляния. В заключение вместе с ним послушайте запись отрывка из балета И. Стравинского «Петрушка» — «Мужик и медведь».

По ходу слушания можно шепотом (и только так!) поинтересоваться у ребенка, что он представляет себе в зависимости от характера музыки: что происходит на ярмарке, кто идет по площади, какое настроение у людей и т. д. Высказывайте и свои предположения, желательно в виде вопросов вроде: «А, может, это скоморохи привезли кукольный театр, или артист с медведем пришел выступать?» Пусть ребенок придет к выводу самостоятельно.

Скажите малышу, как называется произведение, и попросите предположить, почему автор так его назвал. Прослушайте музыку еще раз и предложите ему отгадать, в какой момент появляется мужик с медведем, а в какой — они уходят.

Неуёмному фантазеру в следующий раз можно предложить послушать, к примеру, музыкальную пьесу «Баба-Яга» П. И. Чайковского из «Детского альбома». Пусть воображает, сколько хочет. А потом вы можете предложить малышу сравнить собственные идеи с фантазиями художников-мультипликаторов по мотивам этой пьесы. Но обязательно дайте ребенку сначала воспринять произведение только на слух, без зрительных образов!

Живые музыкальные выступления
Прослушивания одних только музыкальных записей, конечно же, недостаточно. Пользуйтесь случаем оценить творчество уличных музыкантов живьем. Для ребенка постарше возьмите абонемент в филармонию, посещайте концерты учащихся музыкальных школ.

Мне было очень приятно, когда мой шестилетний сын, затаив дыхание, смог высидеть полуторачасовой отчетный концерт школы искусств. А потом мы еще обсуждали с ним исполнителей и сами произведения. А ведь было время, когда в ходе концерта, где участвовала наша дочь, мне приходилось «развлекать» его в фойе. И лишь мельком удалось посмотреть на ее выступление.

Вот так незаметно и ваш малыш может превратиться в истинного ценителя музыки, который будет наслаждаться ее красотой и уважать музыкальные вкусы других людей.

Татьяна Вербицкая, Источник