Автор Тема: Визуальная матрица  (Прочитано 356 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 248
  • Пол: Женский
Визуальная матрица
« : 14 Ноябрь 2017, 13:14:41 »
КАК НАЙТИ ИДЕИ ДЛЯ ПОДЕЛКИ. Прием «Визуальная матрица».

Иногда, получив задание изготовить поделку на какую-то тему или из определенного материала, мы теряемся: нет ни одной идеи - что и как можно сделать. Например, на одном из занятий нужно было придумать поделку на основе пластиковой ложечки. Что можно сделать из ложки?  scratch_2
И первый порыв – открыть поисковик и посмотреть: а что уже есть такого, что можно повторить или творчески переработать.

Предлагаю вам не торопиться и попробовать придумать что-то свое, задействовать собственное мышление, воображение, ассоциации. Воспользуйтесь приемом «ВИЗУАЛЬНАЯ МАТРИЦА». Это очень интересный, эффективный и полезный прием. С его помощью можно решать самые разнообразные задачи, и даже проблемные ситуации взрослых, когда мозг «упирается в стену» и не может ничего придумать.
 
Варианты использования могут быть разные:
- воспользоваться шаблоном для коллажа из фотографий и вставлять подходящие картинки из интернета (но не поделок, а иллюстраций к ассоциациям);
- приготовить альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, ножницы и клей, и сделать все на бумаге: ребенок самостоятельно рисует иллюстрацию к своей ассоциации, вырезает ее и наклеивает на любое выбранное им самим место.

Для работы с детьми второй вариант предпочтительней, особенно если детей несколько - это позволит одновременно делать рисунки к своим ассоциациям и приклеивать их. Кроме того, параллельно развивается мелкая моторика пальцев, воображение, умение выразить мысль в рисунке и др.


Суть приема:
В центр матрицы помещается заданная тема (в нашем примере - ЛОЖКА). Если делаете на компьютере, то найдите картинку для центральной фотографии. Если на бумаге, то на большом листе в центре нарисуйте круг, предложите ребенку нарисовать картинку на отдельном листе, вырезать и приклеить внутрь нарисованной окружности.

Спросите, какие мысли возникают у ребенка, когда он думает о центральном объекте, какие картинки возникают в воображении.  Если ребенок уже знаком с понятием «ассоциации», то так и спрашивайте - какие возникают ассоциации при названии центральной темы (при слове "ложка").

В зависимости от ответа, предлагайте нарисовать, вырезать и приклеить картинку на любое место вокруг центральной картинки. Если делаете на компьютере – задайте в поисковике озвученный ребенком ответ и предложите выбрать ту картинку, которая наиболее подходит к его представлению.

При затруднениях задавайте дополнительные вопросы (перефразируя в зависимости от темы):
- На что похоже?
- Что делает? Кто/что делает так же?
- Из каких частей состоит?
- Частью чего является?
- Где можно встретить-услышать об этом?
- Особенности объекта. И др.

Не требуйте ответов только от ребенка. Сами тоже активно включайтесь в обсуждение. Понимание смысла ассоциаций у ребенка происходит в процессе наблюдения за вашими примерами, вы выступаете образцом. Показывайте, что ассоциации могут быть разными: например, при слове «ложка» у вас «выскочила» поговорка «Ложка дегтя в бочке меда». Нарисуйте бочку и ложку и приклейте на лист. Иногда ассоциации могут вообще не иметь логического объяснения, расскажите о своей связи: например, при слове «ложка» у меня возникает мысль о деревне, о чердаке в деревенском доме, потому что я вспомнила, как мы в детстве нашли в деревне старинную удивительную ложку на чердаке. Поэтому я нарисую деревенский дом, или чердак.

Когда визуальная матрица будет готова, предложите подумать – какие поделки можно изготовить на основе этих картинок. Рассмотрим на примере нашего задания:
- Ложка вызвала ассоциации с деревянными ложками, народном ансамбле. Может быть, можно изготовить какой-то музыкальный инструмент на основе ложки? Какой? Основой для чего могут стать ложки? Если насыпать в контейнер от Киндер-сюрприза сухой горох, поместить между двумя ложечками, которые скрепить цветным скотчем, то получатся маракасы. Или, может быть, использовать тонкий конец ложки, который будет задевать за картонку/дощечку в качестве трещотки? И т.д.
- Картинка «ложка дегтя в бочке меда» вызвала ассоциации о пчелах. Как можно изготовить из ложки пчелку? Как сделать ее интереснее? Может быть, подвесить на нитку и прикрепить к люстре, чтобы она парила в воздухе? Или будет интереснее, если она сможет «летать»? Как это сделать?

И так далее – просто отдаться потоку ассоциаций и придумывать как можно больше разных вариантов. Варианты можно записывать или схематически зарисовывать, чтобы не забыть.

Рекомендуется не выбирать сразу то, что будете делать, а отложить анализ вариантов и выбор на следующий день. Повесьте или положите лист на видном доступном месте и скажите ребенку, что сейчас головушке нужно дать отдохнуть, но если внезапно у него появятся еще какие-то мысли о ложке или даже идеи поделки из пластиковой ложечки, то он в любой момент может подойти и нарисовать прямо на листе или так же приклеить нужный рисунок.
За это время мозг, получивший задание, его усвоит и продолжит работу на подсознательном уровне. Но не ожидайте от ребенка каких-то дополнительных ассоциаций или спонтанных решений и, тем более, не подталкивайте ребенка к их поиску.

После отдыха еще раз обговорите все варианты, если нужно – дополните, и приступайте к выбору самого лучшего варианта: который больше всего понравился и который доступен вам для выполнения (имеются все необходимые материалы, возможности, навыки).


Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 248
  • Пол: Женский
Re: Визуальная матрица
« Ответ #1 : 14 Ноябрь 2017, 13:19:12 »
Пример визуальной матрицы по теме "Осень", выполненный при помощи бесплатного ресурса фотоколлажей.