Автор Тема: Как не убить творчество в своем ребенке  (Прочитано 1589 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Когда-то я впервые разукрасила акрилом свои джинсы, которые были уже старыми и непригодными для ношения, на что услышала реакцию родителей: «Ты испортила вещь!».

Часто ребенок, попадая во взрослый мир оценок, смыслов, значений приобретает страх «сделать что-то не так». Самое интересное, что этот страх ребенок может приобрести от родителей. Но для ребенка родители — просто родители, и они не обязаны быть профессиональными художниками, чтобы сопровождать развитие детского рисунка.

«Я не умею рисовать, у меня всегда не получается и сейчас не получится», — часто дети, уверенные в плохом результате, даже боятся начинать упражнение.

Ребенок в дошкольном возрасте рисует не сами предметы, а свое отношение к ним. Если образец поделки/рисунка никак эмоционально не заряжен, то ребенок теряет к нему интерес и выражает свой не-интерес в своем рисунке/поделке.

Важно понять и увидеть, какие обстоятельства мешают ребенку спокойно и весело творить. Как правило, их несколько.

1. Общий авторитарный стиль воспитания
Ребенок не имеет права проявлять инициативу (и это проявляется не только в творчестве).
Что делать: родителям — попробовать заняться рефлексией и обратиться к своему детству. Обычно таким образом проецируются обиды на собственных родителей. Если в отношениях с ними были серьезные проблемы, то стоит начать с прощения и принятия, осознать свою собственную модель родительского поведения

2. Избыточное количество запретов
Существование вокруг ребенка множества «Не лезь! Не трогай! Не бери!»
Что делать: важно перестроить речь так, чтобы ее посылом стало побуждение к действию, а не пресечение. Например, «Это опасно! Убери руку!» или «Это горячо! Будь осторожна».

3. Общая низкая самооценка
Что делать: ставить ребенка в ситуации, где он уверен в своем успехе, публично хвалить и поощрять его (только здесь тоже важно соблюдать баланс — дети привыкают к чрезмерной похвале, хвалить нужно, но действительно за дело, пусть даже кажущееся взрослому небольшим).
Посмотрите на интересы и достижения ребенка внимательно. Например, он отлично умеет прыгать через скакалку. Можно предложить ему научить младшего брата этим прыжкам, или самим родителям учиться у ребенка, ведь у него это хорошо получается.

4. Чрезмерная критика
Что делать: стараться в первую очередь замечать хорошее. Даже если родители ругают за «плохое», важно всегда отмечать положительные моменты. Убираем любые критические замечания в тех случаях, когда результат мало зависел от ребенка.

5. Прошлый опыт публичных «провалов»
Порой случается так, что воспитатель в детском саду или учитель в школе публично выставляет творение ребенка в не очень приглядном свете для других: «Посмотрите, кто такое нарисовал. Неужели так рисуют собачек? Сколько у нее должно быть лап? Разве ты не знаешь, а еще такой большой?» Когда ребенок переживает первый публичный позор и непринятие, то часто он может впоследствии закрыться для творчества и даже получить стойкий комплекс неполноценности на всю жизнь.
Что делать: Чтобы убедиться, что с вашим ребенком не случилось ничего подобного (например, если вы видите у него отказ от любого вида творчества), можно предложить ему игру: «Давай, как будто я ученица, а ты учительница рисования (воспитательница). Вот, я нарисовала такую картинку…» По тому, как ребенок будет играть роль учительницы/воспитательницы, родители могут многое понять. Если стресс был очень сильным (а от этого даже может начаться энурез), родители могут сходить вместе с ребенком к специалисту — невропатологу или психологу. Негативное переживание можно проработать сказко- или игротерапией.
Ребенка временно лучше не травмировать публичными выступлениями, а подчеркивать его достоинства косвенно. «Правда, красивая у нас получилась ваза?». На занятиях по творчеству можно в конце сделать общую выставку, где будут представлены все работы, преподаватель подчеркнет, что все справились, что все работы получились особенные и уникальные, а дети могут, при поддержке преподавателя, похвалить работы друг друга.

6. Привычка копировать
Повторение чужих рисунков, работа по образцу, постоянное использование раскрасок или вспомогательных картинок, шаблонов может подавлять собственное творчество ребенка. В результате при задаче «рисуем, что хотим», он начинает копировать рисунки других ребят, а на вопрос «А что же хочется тебе самому?» очень часто будет получен ответ «Да я не знаю».
Что делать: временно исключить занятия с поделками, направленными на создание конкретного образа. Вернуться к играм с материалами и абстракциями.

7. Негативное прогнозирование
Мало кто из родителей говорит ребенку «У тебя ничего не получится». Но вместо этого многие часто говорят предупреждающие фразы типа «Только не разлей», «Ты еще маленький», «Ты пока не умеешь, дай лучше я сделаю». Постепенно ребенок привыкает к мысли, что лучше и не пробовать что-то сделать.
Что делать: хвалить ребенка за усилия, а не результат там, где это является возможным. Например, ребенок выразил желание помочь маме помыть посуду, в результате чего количество посуды не уменьшилось, и в кухне стало грязнее. Но намерения у ребенка были самые добрые, и их важно обязательно отметить. Даже если у родителей есть уверенность, что ребенок слишком мал, можно придумать ему форму посильного участия. Позитивное напутствование также не помешает: «Я уверен, что ты сможешь с этим справиться», «Смотри, у тебя получается».

Что делать, если ребенок вообще отказывается рисовать?
— предложить порисовать ладошками или пальцами;
— рисовать с закрытыми глазами;
— рисовать абстракции «рука в руке» (когда рука ребенка в руке родителя);
— предложить замазать всю поверхность одним цветом;
— поиграть в смешивание цветов на палитре или в банке;
— предложить придумать материалы, которые до сих пор не использовались ребенком (например, рисование свеклой);
— порисовать растекающейся краской по бумаге (капнуть каплю краски на бумагу, а дальше ее крутить в разных направлениях — получается абстракция, в которой можно угадать разные образы).

Если ребенок пытается рисовать, но огорчается, что у него «не получилось»:
— Можно обыграть ситуацию. Если не получилось нарисовать машинку, то можно предположить, что она сломалась, и нарисовать гараж, где чинят сломанные машины.
— Превратить образ в совершенно другой. Если не получился цветок, то можно из него сделать гору.
— Закрасить лист любой краской, чтобы неудавшийся образ «спрятался».
— Дорисовать картинку так, чтобы получилось смешно (как в журналах или книгах дорисовывают рожки/ножки и т.п.), проявить чувство юмора.
— Нарисовать страх совершить ошибку и уничтожить его, разорвать в клочья, порезать ножницами.
— Рисовать обеими руками сразу.
— Рисовать другой рукой (правши рисуют левой, а левши — правой).
— Делать общую картинку по частям (каждый участник проводит только одну линию).
Самое важное и главное в этом процессе — терпение, вдохновение, любовь и чувство юмора. Сиюминутные результаты? Оставьте эту установку. Ребенок в процессе рисования получает столько удовольствия и счастья, сколько не доставит ни одна шоколадка в мире. Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать. Начинайте первыми, просто садитесь и рисуйте, даже если у вас и не получается «как вам нравится». Пример родителя для ребенка — самая лучшая поддержка.
Творите вместе!

Автор Мария Койсина