Образовательное пространство Конструктионик > Обучающие мероприятия
Дневник мамы "Ценные мысли"
Елена:
Дневник мамы
У мамы одного моего ученика скайп-занятий, - Юлии, - появилась отличная идея: записывать "по горячим следам" свои мысли, наблюдения, заметки для игр в повседневной жизни.
С ее разрешения буду публиковать ее "ценные мысли", как она назвала свой дневник.
Вася (6 лет) занимается по моей основной программе - освоению ДАРИЗ. Сейчас осваивает первый блок занятий.
Если у вас появятся вопросы к Юлии или ко мне, как к педагогу (взгляд на занятия глазами родителя и педагога все-таки немного разные - педагог видит глубже цели и задачи, а мама - реакцию и вовлеченность ребенка), можете спрашивать в комментариях.
Елена:
Елена:
Творческое задание первых занятий - усовершенствование домашних тапочек. Почему именно тапочек? Многие дети не любят их носить.
Очень удобно подвести к анализу - почему ты не любишь носить тапочки? Что тебе не нравится, что не устраивает, чем они неудобны? (А до этого мы проследили причины появления домашней обуви, отметили плюсы) Потом направить мысль - если что-то не нравится, это можно изменить, усовершенствовать. И предложить придумать - как можно устранить тот недостаток, который выделил ребенок.
Конечно, это еще только "запуск" мысли на изобретательское творчество, мы не используем каких-то специфических приемов и методов. С ними мы будем знакомиться позже. Но изобретения, которые придумывают дети совместно с родителями, каждый раз приятно удивляют.
Само усовершенствование домашних тапочек - это домашнее задание. Во-первых, детям самостоятельно сложно придумать что-то практичное, реализуемое, и взрослые могут помочь. Во-вторых - такое совместное творчество, в котором взрослый не выступает "экспертом" (потому что задание и для него новое, неожиданное), а творит с ребенком на равных - очень сближает и улучшает отношения. И в третьих, взрослые тоже вовлекаются в процесс занятий, порой ожидая заданий не меньше, чем их дети. И это здорово!
На занятии Вася озвучил проблему - тапочки слетают с ног. Одно из решений было - использовать магнит, чтобы пятка "примагничивалась" в подошве. И если в подошву магнит вставить можно, то пятка сама по себе не притянется.... Нужно что-то добавить.
Получилось просто отличное изобретение! Вот так из, казалось бы, фантастической, не реализуемой идеи получается вполне приемлемое приспособление.
Елена:
Небольшая ремарка к записям 😊
Мама присутствовала на занятии, и, тем не менее, сработала инерция мышления: мама написала, что работа - "готовить еду". На самом деле (и мы обсуждали разницу) "готовить еду" - это деятельность человека, в которой используется "работа" плиты.
"Работа" - это то, что делает сам объект, без участия человека, или с участием в качестве источника энергии. Например, при рубке дров (деятельность человека) функция топора: "топор разделяет полено", но без усилий человека он ничего разделять не будет.
В ТРИЗ функция объекта формулируется тремя словами: "инструмент-действие-изделие", где "инструмент" - это объект-"труженик", осуществляющий действие, а "изделие" - это объект, на который направлено действие инструмента и который изменяется в результате этого действия.
Работа по освоению функций длительная и планомерная, и на первых этапах частенько и дети, и взрослые, могут путаться.
Елена:
Навигация
Перейти к полной версии