Автор Тема: Мотивация для изобретателей  (Прочитано 2707 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Мотивация для изобретателей
« : 06 Декабря 2017, 12:01:05 »
Мотивация для изобретателей
Статья Страховой Татьяны на сайте "Вытворяндия"

Даже не думала, что поиск ТРИЗ-задачек для малышей в детских сказках – такое увлекательное занятие. Но меня действительно затянуло, и в этой статье хочу поделиться своими размышлениями на тему изобретательства. Сразу оговорюсь, что мои наблюдения не носят научного характера и не основаны на каких-то серьезных исследованиях. И, тем не менее, мои размышления могут послужить толчком для генерации ваших новых идей и занятий, поэтому хочу поделиться ими.

На мой взгляд, изобретателей могут мотивировать три фактора, два из которых внешние (хотя деление весьма условно), а третий – внутренний. Предлагаю начать с последнего.

1. Изобретателем может быть человек с определенным складом ума. Таким индивидуумам нужно постоянно создавать что-то новое, совершенствовать то, что уже есть, иногда без какой-то особой на то причины. Просто сам его мозг работает в этом направлении.

Вот как об этом с юмором, но правдиво писал Николай Носов в своей книге «Приключения Незнайки и его друзей»:
— Хе-хе! Эти изобретатели – все чудаки. Ну, скажите, пожалуйста, к чему все эти откидывающиеся столы, открывающиеся шкафы, опускающиеся гамаки? Мне, например, гораздо приятнее сидеть на обыкновенном удобном стуле, который не подскакивает под вами, как только вы встали, или спать на кровати, которая не ездит подо мной вверх и вниз. К чему это, скажите, пожалуйста? Кто может заставить меня спать на такой кровати? А если я, так сказать, не хочу! Не желаю?
— Да никто ведь и не заставляет вас, — сказал Бублик. — Шурупчик — изобретатель и старается усовершенствовать всё, что под руку попадётся. Это не всегда бывает удачно, но у него много полезных изобретений. Он мастер хороший.
— Я и не говорю, что он плохой, — возразил Смекайло. — Он, если хотите знать, очень хороший мастер. Да, да, нужно сознаться, отличный мастер! Он сделал для меня замечательный бормотограф.
— Это что за штука — бормотограф? — спросил Винтик.
— Говорильная машина. Вот, взгляните.



В главах «В Змеевике» и «В гостях у Смекайлы» описываются изобретения Шурпчика. Но я рекомендую обратить внимание на книгу Носова в целом.

Приключения Незнайки – это клад для тех, кто хочет развивать мышление детей, не ограничивая их творческого полета. Однажды прочла у ТРИЗ-педагогов про прием, когда детям предлагалось пофантазировать о создании каких-либо новых изобретений, машин и прочего. И, воодушевившись, они порой выдавали интересные решения, которые были основаны не на одной лишь фантазии, а с применением научного и практического подхода. Так что описание жизни коротышек, точнее, их быта – это своеобразный концентрат всевозможных изобретений, как фантастических, так и вполне реальных. Вспомните, когда была написана книга, и сравните с нашими технологиями сейчас. В ней можно увидеть устройства, похожие на какие-то сегодняшние новинки. И написана книжка так увлекательно, что, читая малышу по несколько глав в день, с нетерпением, как ребенок, жду продолжения.

2. Путешествия, желание увидеть мир – очень мощный внешний мотиватор. Львиная доля изобретений человечества основана именно на нем, начиная от транспорта до средств связи и других технологий. В книге «Приключения Незнайки» этой теме также отводится немалая роль. Вспомните, как Знайка захотел построить Воздушный шар, и как интересно они его делали.



Для самых маленьких есть и другие замечательные сказки. Например, «Кораблик» В. Сутеева повествует о том, как друзья – Мышка, Цыпленок, Муравей и Мушка, не умеющие плавать, решили эту проблему, построив средство передвижения по воде. В теме путешествий, кстати, есть большой потенциал для дальнейшего развития бесед с ребенком в вопросах изобретательства. Можно обсудить то, что тяга к путешествиям помогла человеку преодолеть его «ограничения». Он не умел плавать на далекие расстояния – придумал корабли, не мог погружаться под воду – изобрел батискафы и подводные лодки; не обладал способностью летать – создал различные виды техники для путешествий по воздуху.

Можно, кстати, провести интересное исследование – разделить изобретательство на две категории:
1) когда на выходе мы имеем конкретное изобретение (прибор, машину или что-то еще, выраженное материально)
2) когда изобретается принципиально новый способ, применяя который, можно достичь иных результатов.

А иллюстрацией к этой мысли может служить сказка «Лягушка-путешественница». Мы не будем сейчас разбирать составляющую поведения главной героини (что она похвалилась, открыла рот и упала в болото). Нам важен именно подход. Лягушка была так воодушевлена идеей, ей так захотелось в путешествие к теплому морю, что она в кратчайшие сроки решила эту проблему новым для нее способом – изобрела новый вид передвижения – на гусях!

3. Третий, тоже достаточно мощный внешний фактор – тяжелый труд. Человек издавна старался облегчить себе быт, создать комфортные условия жизни и работы, высвободить время на творчество и познание мира. Появилось много машин, позволяющих ускорить процесс производства, оптимизировались способы выполнения разных видов труда. Ко многому мы так привыкли, что уже не удивляемся. Но если рассматривать это с учебной точки зрения, как наглядное пособие по развитию мышления у ребенка, можно находить вопросы и темы для занятий из наших бытовых условий.

И снова к нам на помощь приходит Незнайка. В главе «Чудеса механизации» Винтик и Шпунтик помогают оптимизировать процесс сбора яблок в Зеленом городе. Таким же нехитрым приспособлением, облегчающим труд садовода, может служить и палка для съема плодов. Более детально о применении этого «орудия» можно почитать в отдельной статье.

А теперь приведу пример из личного опыта.
Мы в этом году «механизировали» посадку и уборку картошки на огороде у бабушки. «Техникой» послужил большой игрушечный грузовик, к которому бабушка привязала веревку. В кузов машины входило небольшое ведро картошки, и сын запросто мог везти его до нужного места. Как вы понимаете, таскать на себе ведра с картошкой гораздо тяжелее, чем везти на колесах. Тем более, с этой задачей справился даже ребенок.

Это была хорошая идея. Во-первых, она пробуждала в ребенке желание трудиться и помогать; Во-вторых, она наглядно показывала, как можно механизировать трудовой процесс подручными средствами; В-третьих, игрушечный грузовик, несмотря на свой размер, все-таки вносил элементы игры. Причем, мы с бабушкой отнеслись к этой «технике» весьма серьезно. И даже когда сам малыш устал, мы продолжали возить картошку на грузовичке до сарая. И сын это оценил! Он понял, что мы не шутим, а принимаем его помощь, и даже разрешил нам пользоваться его машиной и дальше. Получилось, что мы и поиграли, и научились делать что-по-новому, и картошку убрали.



Думаю, что при желании, набравшись идей в детских книжках, можно даже у себя дома (в саду, на даче, на прогулке) придумать много всего интересного. Главное – не бояться фантазировать.