Автор Тема: Николай Сладков: как ТРИЗ-задачи прячутся в книгах  (Прочитано 1971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Николай Сладков: как ТРИЗ-задачи прячутся в книгах
Статья Страховой Татьяны на сайте "Вытворяндия"

В предыдущей своей статье по данной теме я вела разговор о том, что дети бывают не готовы к восприятию классических ТРИЗ-задач, и «знакомить» малышей с ними лучше через сказки. Но, послушав парочку старых записей о методике, поняла, что не только ребенок может испытывать растерянность при освоении методики. Подчас и сами мамы недоумевают, откуда брать открытые задачи, как задавать вопросы и т.д.
Если этими понятиями не живешь сам, то надо учиться видеть возможности ТРИЗ в детских книгах. Это тоже не просто, но все-таки немного легче, чем неподготовленному человеку выдумывать что-то из головы. А еще это занятие может быть очень увлекательным. Лично для меня новое прочтение старых рассказов стало своего рода открытием. Поэтому захотелось поделиться своими находками с читателями.

Ответы – правильные и «не очень»

Например, давайте коснемся такой простой темы, как «Вопросы и ответы». Начнем с последнего. Правильный ответ – он какой? Однозначный и единственно верный? Или может быть несколько ответов? А если их вообще огромное количество?

Есть у писателя натуралиста Н. Сладкова замечательный рассказ – «Загадочный зверь». Настоятельно рекомендую всем его прочитать. К тому же он небольшой, размером всего в полторы страницы. Но этот литературный «диалог» писателя и «животного» – наглядное пособие по развенчиванию мифов об одном правильном ответе. И весьма актуален, учитывая наличие стандартных, привычных образов практически во всех детских развивающих пособиях, рассчитанных на возраст трех-пяти лет. В теме «Кто что ест» в этих книгах белку всегда рисуют с шишкой (орехом), или, максимум, с грибом, медведя – с бочонком меда, мышку – с сыром. Вот и автор начинал свой рассказ именно с однозначного заявления: «Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты». Постарайтесь найти время, чтобы прочитать этот удивительный диалог и узнать, остался ли писатель со своим мнением по части гастрономических пристрастий лесных жителей или поменял его.

К этой же теме вопросов и ответов можно отнести и небольшую серию рассказов: «Три яичка», «Яичко на песке», «Яичко в листьях», «Яичко на земле». Читать их следует один за другим.
Говорят: «Из яичка вылупится птичка». «Так-то оно так, вот только какая?» – думала я. О том, кто же все-таки появился из яиц ( забегая вперед, скажу, что вовсе не птички), вы узнаете из книги. А сейчас предлагаю вам поисследовать другую тему.

Общий признак для системы

Звучит мудрено, с претензией на научность, но речь опять пойдет о животных. И если чуть выше мы говорили о множественных вариантах ответов, то сейчас затронем другую сторону вопроса. Но для того, чтобы понять то, что написано ниже, рекомендую сначала прочитать рассказ Н. Сладкова – «Плясунья».
Как-то раз, гуляя с сыном по нашему любимому парку, мы увидели большую рыжую собаку, которая странно себя вела. Она бегала по лужайкам, а не по тропикам, подпрыгивала, припадала на передние лапы, а потом что-то жевала (издалека разглядеть было трудно). По мере того, как мы подходили к выходу из парка, животное оказывалось ближе к нам. И вот уже странный «танец» собаки наблюдался совсем рядом. Вдруг прямо на нас выскочили лесные мыши. На мгновенье остановились, и, оценив ситуацию, стремглав бросились бежать по траве вдоль тропы. Видимо, мы помешали им перебраться на другую поляну, а назад они возвратиться не могли – там охотилась собака.

И тут вспомнился рассказ Н. Сладкова – «Плясунья», где мыши были как бы недостающим звеном в непонятном поведении рыжей собаки. И как-то сразу в голове родилось объяснение происходящему. И думаю, я не далека от истины.

Несмотря на внешние и другие различия, лисы и собаки относятся к одному семейству – псовых. Если взять его за систему, можно выделить у двух этих видов животных общий признак – в данном случае – способ охоты.

Например, при просмотре фильмов ВВС о животных с других континентов ловила себя на мысли, насколько наши домашние кошки похожи на диких львов и других больших кошек. Неудивительно, что обычная городская дворняжка использовала абсолютно идентичные методы охоты, присущие ее диким родственникам.

Из этого рассказа можно выделить мысль, что все описания природы – не просто набор информации, а практическое руководство. Именно так ученные классифицируют виды, распределяя их по семействам – с помощью каких-то общих признаков, свойственных отдельным объектам системы.

В заключение хочу добавить, что все рассказы Н. Сладкова написаны красивым, простым языком, доступным для малышей. Мой ребенок с удовольствием слушает их не по одному разу. И поверьте, там прячется еще множество ТРИЗ-загадок. В «Тайне скворечника» вы узнаете, кто может селиться в этих деревянных домиках кроме птиц (этот рассказ может послужить иллюстрацией к «непрямому назначению предметов»); «Хитрющий зайчишка» – самый настоящий ТРИЗ-изобретатель. Он нашел творческий подход к решению трудной задачи и поступил совершенно иначе, чем все его племя.

Вот так простая книга о животных может стать помощником в поиске возможностей развития ТРИЗ-мышления у мамы и ее малыша. Читайте и развивайтесь вместе с нами!