Конструктионик

Образовательное пространство Конструктионик => Обучающие мероприятия => Тема начата: Елена от 11 Июня 2019, 11:55:58

Название: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 11 Июня 2019, 11:55:58
Дневник мамы

У мамы одного моего ученика скайп-занятий (http://triz-plus.ru/forum/index.php?topic=176.msg277#msg277), - Юлии, - появилась отличная идея: записывать "по горячим следам" свои мысли, наблюдения, заметки для игр в повседневной жизни.

С ее разрешения буду публиковать ее "ценные мысли", как она назвала свой дневник.

Вася (6 лет) занимается по моей основной программе (http://triz-plus.ru/forum/index.php?topic=176.msg277#msg277) - освоению ДАРИЗ. Сейчас осваивает первый блок занятий.

Если у вас появятся вопросы к Юлии или ко мне, как к педагогу (взгляд на занятия глазами родителя и педагога все-таки немного разные - педагог видит глубже цели и задачи, а мама - реакцию и вовлеченность ребенка), можете спрашивать в комментариях.
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 11 Июня 2019, 11:56:31
(https://pp.userapi.com/c851032/v851032209/13c257/MK-yHG4baPA.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 11 Июня 2019, 12:00:00
Творческое задание первых занятий - усовершенствование домашних тапочек. Почему именно тапочек? Многие дети не любят их носить.
Очень удобно подвести к анализу - почему ты не любишь носить тапочки? Что тебе не нравится, что не устраивает, чем они неудобны? (А до этого мы проследили причины появления домашней обуви, отметили плюсы) Потом направить мысль - если что-то не нравится, это можно изменить, усовершенствовать. И предложить придумать - как можно устранить тот недостаток, который выделил ребенок.
Конечно, это еще только "запуск" мысли на изобретательское творчество, мы не используем каких-то специфических приемов и методов. С ними мы будем знакомиться позже. Но изобретения, которые придумывают дети совместно с родителями, каждый раз приятно удивляют.
Само усовершенствование домашних тапочек - это домашнее задание. Во-первых, детям самостоятельно сложно придумать что-то практичное, реализуемое, и взрослые могут помочь. Во-вторых - такое совместное творчество, в котором взрослый не выступает "экспертом" (потому что задание и для него новое, неожиданное), а творит с ребенком на равных - очень сближает и улучшает отношения. И в третьих, взрослые тоже вовлекаются в процесс занятий, порой ожидая заданий не меньше, чем их дети. И это здорово!

(https://pp.userapi.com/c851032/v851032209/13c260/LmVugq0Zsoc.jpg)
(https://pp.userapi.com/c851032/v851032209/13c269/lI_k_BdhicY.jpg)

На занятии Вася озвучил проблему - тапочки слетают с ног. Одно из решений было - использовать магнит, чтобы пятка "примагничивалась" в подошве. И если в подошву магнит вставить можно, то пятка сама по себе не притянется.... Нужно что-то добавить.
Получилось просто отличное изобретение! Вот так из, казалось бы, фантастической, не реализуемой идеи получается вполне приемлемое приспособление.

(https://pp.userapi.com/c851032/v851032209/13c27b/Acl9EEbMeCM.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 21 Июня 2019, 11:05:47
Небольшая ремарка к записям 😊
Мама присутствовала на занятии, и, тем не менее, сработала инерция мышления: мама написала, что работа - "готовить еду". На самом деле (и мы обсуждали разницу) "готовить еду" - это деятельность человека, в которой используется "работа" плиты.

"Работа" - это то, что делает сам объект, без участия человека, или с участием в качестве источника энергии. Например, при рубке дров (деятельность человека) функция топора: "топор разделяет полено", но без усилий человека он ничего разделять не будет.

В ТРИЗ функция объекта формулируется тремя словами: "инструмент-действие-изделие", где "инструмент" - это объект-"труженик", осуществляющий действие, а "изделие" - это объект, на который направлено действие инструмента и который изменяется в результате этого действия.

Работа по освоению функций длительная и планомерная, и на первых этапах частенько и дети, и взрослые, могут путаться.

(https://pp.userapi.com/c851320/v851320240/14da2e/BXwA3QYymuY.jpg)

(https://pp.userapi.com/c851320/v851320240/14da40/cWmVmmQfoXE.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 30 Июня 2019, 07:39:20
(https://pp.userapi.com/c851324/v851324477/155a10/YK4JxERpSg4.jpg)
(https://pp.userapi.com/c851324/v851324477/155a19/MsPOTWDu_uM.jpg)

(https://pp.userapi.com/c851324/v851324477/155a22/Zph7rAtKbYc.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 30 Июня 2019, 08:47:30
После каждого занятия есть домашнее задание - изготовление поделки из бросового материала.
Это вариант домика "наоборот" для рептилий (которыми Вася увлекается):
- дом стоит неподвижно, в одном месте, а наоборот - передвижной домик
- стены дома непрозрачные, а наоборот - прозрачные
- форма дома прямоугольная, а наоборот - не прямоугольная (форма пирамиды)

(https://pp.userapi.com/c855524/v855524402/80819/m9359RrBXms.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 11 Июля 2019, 16:40:24
На этом занятии мы вплотную подошли к началу освоения алгоритма - познакомились с конфликтующей парой (в образе Кислой Парочки) и ее взаимосвязи с ИКР - идеальным конечным результатом.
Формулировка ИКР способствует формированию умения ставить лучшую цель, к которой стремимся при решении задач, создавать образ результата - самого желанного, самого простого, с наименьшими затратами денег, времени, сил.
Очень полезно и в обычной жизни, при возникновении проблемной ситуации не бросаться сразу в поиск решения (это будут хаотичные "прыжки" в разные стороны), а сначала определить для себя - что именно я хочу получить в результате, самый лучший для меня выход из этой ситуации. Тогда все идеи будут идти уже в русле своего ИКР и приведут к наиболее оптимальному варианту.
Тут нужно понимать - ИКР далеко не всегда достижим, но подойти к нему можно очень-очень близко.

(https://pp.userapi.com/c852020/v852020088/16be9c/gJ0biwe8MEo.jpg)

(https://sun9-17.userapi.com/c852020/v852020088/16bea5/goWniFkePJw.jpg)

(https://sun9-32.userapi.com/c852020/v852020088/16beae/P8hh_CZjWTU.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 26 Июля 2019, 10:07:31
(https://pp.userapi.com/c855532/v855532850/97a7b/XvmqOAo3kaY.jpg)

(https://pp.userapi.com/c855532/v855532850/97a8b/V8y9ApCRUmU.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 26 Июля 2019, 10:09:19
(https://pp.userapi.com/c855532/v855532850/97aa6/M-IqKKyCqEY.jpg)

(https://pp.userapi.com/c855532/v855532850/97aaf/LHLvl7cxCcQ.jpg)

(https://pp.userapi.com/c855532/v855532850/97ab8/DeOhY4_hiek.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 26 Июля 2019, 10:26:56
Последнее занятие первого блока по освоению ДАРИЗ (Детского Алгоритма Изобретательских Задач).
Ребенок познакомился со всеми элементами алгоритма:
- Конфликтующая пара (в образе "кислой парочки)
- ИКР (советы мастера САМа)
- Ресурсы (правила мастера Ресурса)
- Выдвижение идей (ИКР+ресурсы)
- Анализ идей и определение лучшей.

Но, конечно, одного знакомства - мало. Чтобы алгоритм закрепился в мышлении, необходима дальнейшая тренировка, регулярное решение задач по алгоритму. В течение второго блока обучения дети продолжают решать задачи (основная цель 2 блока - функции по ТРИЗ (http://triz-plus.ru/forum/index.php?topic=176.msg277#msg277)). А в перерыве между блоками родителям рекомендуется самостоятельно предлагать задачи, выделив один день день в неделю для этой деятельности (день ТРИЗ).

(https://pp.userapi.com/c849528/v849528563/1db132/6PTHQJCT3O0.jpg)

(https://pp.userapi.com/c849528/v849528563/1db13b/hmWqAyoFs3g.jpg)
Название: Re: Дневник мамы "Ценные мысли"
Отправлено: Елена от 26 Июля 2019, 10:34:37
Отзыв мамы на первый блок занятий  daisy sun

(https://pp.userapi.com/c855328/v855328348/a2caa/Nu70Ia-bCDQ.jpg)