Автор Тема: ВСТРЕЧА С ЧУДОМ  (Прочитано 3671 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
ВСТРЕЧА С ЧУДОМ
« : 14 Января 2017, 14:47:14 »
"Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться" А. Экзюпери

Сначала удивить, потом учить

Что делает взрослый человек, когда ему дают ответы на незаданные им вопросы, рассказывают о том, что его не интересует? Закрывает уши?

Вовсе необязательно. Вежливый человек может слушать просто потому, что не хочет обидеть говорящего. Подчиненный может слушать начальника по любому поводу, потому что уклонение от этой «почетной обязанности» чревато…

Слушать-то будет, но напрягаться, чтобы понять, запомнить, живо включаться в разговор  — нет. Примерно то же самое происходит с детьми на уроках, когда нет интереса.

Проблема: современная система образования построена преимущественно на том, что учащимся дают готовые ответы на незаданные ими вопросы.

В прежние времена было немало силовых методов, понуждающих учиться  — то есть хоть как-то выучить и сдать экзамен. Это в полной мере относится и к советской школе, и к американской, и к европейской. Да и сейчас еще придумываются «погонялки» для нерадивых учеников. Так, например, в некоторых американских штатах не выдают автомобильные права без предъявления аттестата об окончании средней школы. То есть вынуждают «учиться»  — но о качестве этой учебы и уровне знаний на выходе нетрудно догадаться. «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждение могут способствовать находить радость в том, чтобы смотреть и искать»,  — писал Альберт Эйнштейн.

Мир изменился, и изменился принципиально. Силовые методы в отношении учеников срабатывают все слабее и все менее приветствуются обществом. Тенденция очевидна, и полезно задать себе вопрос: как будем учить в будущем? Ответ тоже очевиден: или мы сможем заинтересовать учащихся, или никак.

Конечно, никто не будет спорить с тем, что заинтересованных учить приятнее и во много крат эффективнее. «Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом».

Однако следует признать, что школа не готова учить по-новому. «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением, прежде всего свободы  — без него оно неизбежно погибает»  — так писал Эйнштейн.

Свободное познание начинается с вопросов, которые человек задает себе сам. А где начало этого самовопрошания? Автор полагает, что началом процесса самовопрошания является удивление.

Гипотеза: процесс свободного познания начинается, «запускается» удивлением.

Если это так, то новая система образования должна включать в себя процесс удивления ученика как обязательный элемент.

Идеальный ученик

Алеша с 11 лет был вынужден работать. Сначала в магазине «на побегушках», потом мыл посуду на корабле… Усталый, при свече, читал книги. Читал упорно, переиначивал по-своему, хотел много знать. Но кто, глядя на маленького Алешу, мог достоверно сказать, кем он станет? А стал он великим писателем  — Максимом Горьким.

Как понять, почему из маленького Саши получился великий поэт Александр Пушкин, а из маленького Альберта  — великий физик? Что общего было в их детстве?

Конечно, на рост личности влияет много факторов. Можно полагать, что даже какие-то болезни стимулируют умственное развитие  — исследование этого явления отражено в книге Владимира Эфроимсона «Генетика гениальности».

Основоположник ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Генрих Альтшуллер предположил, что жажда познания у ребенка является результатом сильного удивления, восторга  — он назвал это «встречей с Чудом». Ученики Альтшуллера изучали биографии выдающихся личностей, пытаясь проверить это предположение. Большую работу проделала В. Березина, изучив десятки достоверных описаний детства великих людей, на основе ее картотеки была написана книга.

Ламарк и Дарвин, Вернадский и Кропоткин, Пастер и Чижевский, Шлиман и Эйнштейн  — в биографиях этих и многих других гениальных людей можно обнаружить «встречу с Чудом».

Альберту Эйнштейну в раннем детстве отец показал компас. Он долго и сосредоточенно рассматривал диковинную вещь. Малыш был поражен тем, что маленькая стрелка всегда «знала», где находятся стороны света! Это была какая-то загадка, над которой он долго думал. Вывод был таким: «Я думаю, что вокруг стрелки есть что-то, что толкает стрелку».

Генриху Шлиману, будущему археологу, раскопавшему легендарную Трою, отец подарил книгу «Всемирная история для детей». Мальчик рассматривал иллюстрацию к рассказу о Троянской войне. «А правда ли древняя Троя имела такие большие стены?» Маленький Генрих был поражен тем, что огромная крепость исчезла, и никто не знал места ее нахождения. И поставил себе цель найти Трою. В 49 лет преуспевающий предприниматель, знающий многие языки, в том числе греческий, продает свой бизнес и снаряжает экспедицию на поиски Трои…

Иван Ефремов был потрясен книгой Жюля Верна. «В шестилетнем возрасте Ваня сделался первым читателем отцовской библиотеки. Книга «Двадцать тысяч лье под водой» произвела прямо-таки оглушительное впечатление. Будущий палеонтолог и писатель «заразился» научно-популярными книгами, в которых еще в детстве нашел и свое будущее призвание.

Хорошая книга может стать источником вдохновенной страсти к познанию, если на страницах книги есть то, что может сильно удивить. Конечно, никто не может гарантировать, что даже самая лучшая конкретная книга станет источником вдохновения данного конкретного ребенка. Но, может быть, нам следует постараться, чтобы школьные учебники удивляли интересными фактами, историями и толкованиями? Тем более что реальная наука ими полна.

Мотив познания намного сильнее и эффективнее, если он обусловлен самим процессом познания, а не внешними причинами (получение водительских прав или диплома о высшем образовании) или силовым давлением. Хотите учить эффективно  — сначала удивите, «зажгите факел»! «Мы рано перестаем удивляться,  — сетовал Я.И. Перельман,  — рано утрачиваем драгоценную способность, которая побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими непосредственно нашего существования. То, что живо занимало нас, когда нам «...были новы все впечатления бытия», перестает привлекать внимание, становясь привычным».

Ученик, сказавший самому себе «ух ты!», желающий разобраться, понять причины удивительного  — это идеальный ученик. Его не нужно заставлять и наказывать, убеждать и доказывать ценность знаний.

Основные положения и выводы:
- Удивление — важнейший фактор мотивации познания.
- Развитие общества приводит к отрицанию силовых инструментов мотивации к учению.
- Современная система образования отстает от требований изменившегося мира. Современная дидактика не предоставила педагогам инструменты удивления учеников как способа включения мотивации.
- Реформы образования, не предусматривающие изменение дидактики, методов и приемов подачи знаний (формирования компетенций), представляют собой не более чем скачок из позавчерашнего дня во вчерашний.
- Необходима новая дидактика, соответствующие новому времени методы и приемы обучения, включающие в себя инструменты удивления.

Анатолий Гин
Источник

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Re: ВСТРЕЧА С ЧУДОМ
« Ответ #1 : 28 Июня 2018, 11:24:02 »
Встретилась сегодня фраза: «Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством». Повеселили.   cheesy1 Да разве знание физики, тем более на уровне школьной программы, отменяет все чудеса и волшебство нашего мира?
Вспомнилась служанка Лина из цикла рассказов Астрид Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»:
- Даже ты, Лина, настоящее чудо, - заверил служанку пастор.
Он стал ее расспрашивать, осознала ли она это и не думает ли она о том, как удивительно, что Бог создал именно ее.
- Да, думаю, - ответила Лина. И, поразмыслив еще немного, продолжила: - Да, понятное дело: в том, что именно меня он создал, ничего мудреного нет. Ну а вот загогулины, что у меня в ушах, вот те, сдается мне, трудновато было соорудить.
А и правда – почему наши уши имеют именно такую, странную и сложную, форму?  rzach

Чем больше нового узнаешь, тем больше появляется новых вопросов и нового неизвестного.  И удовлетворение только одним ответом на конкретный вопрос, позиция «Плавали - знаем», очень ограничивает исследовательскую любознательность и поиск. Вы можете объяснить, почему колесо катится? Конечно, даже малыши знают – потому что у него нет уголков! А почему уголки мешают катиться? На этот вопрос уже может ответить школьник. А почему на Земле такие физические законы, что позволяют колесу катиться, а кубику – нет? Возможно, на этот вопрос могут ответить ученые. Но всегда есть большое поле неизведанного, непонятного, «волшебного».

Умение увидеть в явлении чудо и волшебство является источником научного поиска, двигает человечество вперед, мотивирует человека на собственное развитие.

Волшебство – это когда что-то происходит, но непонятно как. Само по себе. На наших занятиях мы начинаем  ознакомление с ИКР (Идеальным Конечным Результатом) с умения замечать то, что, как может показаться, делается само, как по волшебству. Сказочный персонаж, попавший в наш мир, удивляется самым простым и привычным для нас вещам. Каким? Ребята наперебой предлагают: «Стиральная машинка САМА стирает! У часов стрелки САМИ крутятся!» Постепенно переходим к окружающей природе: «Речка САМА течет. Листья САМИ желтеют. Ветер САМ дует». Происходят очень интересные обсуждения, практически «научные споры», в которые я почти не вмешиваюсь:
- Земля САМА крутится. 
- Нет, Земля не сама крутится.
- А что, ее кто-то крутит что ли? Сама!
- Нет... что-то ее крутит. Не сама.
- Человек какой-то сидит и крутит? Ха-ха-ха 
- Нет, не человек. Но что-то крутит... Я не знаю - что, но не просто так она сама крутится.
И ребята САМОСТОЯТЕЛЬНО пришли к выводу - КАЖЕТСЯ, что сама крутится, мы не знаем, почему она крутится, а на самом деле что-то (физические законы природы), ее крутят.
Подводим итог: «За всем, что, как нам кажется, происходит САМО, что-то стоит – свойство, механизм, силы природы». И это что-то можно изучать, исследовать, познавать. (А «бонусом» идет развитие критического мышления: ребята уже не будут поддаваться на мошеннические уловки.)

 Это очень важный навык мышления – осознавать, что, даже обладая некоторыми знаниями, очень многого в этом мы еще не знаем. И все это может стать той «встречей с чудом» (что, по результатам исследования биографий творческих личностей, зачастую является толчком к творчеству), которая окажет большое влияние на всю жизнь ребенка, станет делом его жизни. А вы как считаете?