Автор Тема: ТРИЗ-игры для детей: развитие функционального мышления  (Прочитано 2577 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Виктория Ильина, педагог, мама начинающего экономиста Анны и непоседы Максима
Источник

Я работаю в детском саду. И дети знают меня как «играющего» воспитателя. Почему? На это есть несколько причин. Я сама — дважды мама, и сейчас во второй раз переживаю период от четырех до пяти лет. У моего младшего сына пытливый, «инженерный», как мы говорим, ум. Он обожает все, связанное с конструкторами, изобретательством, постройкой различных механизмов типа «носоватора-песковатора». И все это вместе взятое не переводятся у нас дома. Мне самой доставляет огромную радость участие в творческой жизни Максима.

Также на работе мы иногда замещаем коллег. И самый подходящий способ познакомиться и установить контакт с новыми ребятами — это поиграть с ними. Для этого у меня есть настольная книга — «Калейдоскоп мышления» Елены Рябининой. ТРИЗ-игры в ней разбиты на главы: в одной мы связываем несвязуемое (гл. Функциональный подход. Ресурсы), в другой ищем причинно-следственные связи, находим выход из нестандартной ситуации и т.д.



На этой неделе я подменяла сразу двух воспитателей в группах пяти-шести и шести-семи лет. В моей группе детки еще маленькие, многие только адаптируются, и системное (функциональное) мышление проявляют ровно по возрасту. С ними я больше играю в признаки (игры «Гирлянда», «Теремок»), о чем тоже буду писать отдельную статью.

Игры на функциональный подход для детей пяти и шести лет

Каждый предмет для чего-то нужен, чем-то полезен человеку или в природе. Чем же? Чтобы найти ответы на этот вопрос, нужно поиграть с детьми. Правила игры, рекомендуемые варианты ответов педагога можно прочитать в книге, ее можно скачать на нашем сайте в разделе «Бесплатно». Здесь же я поделюсь своим опытом, дополнениями и идеями, которые придумали мои воспитанники.

Игра «Аукцион»
На аукцион мы выставили реальные предметы. Я рассказала, что мы по очереди будем перечислять возможности их использования, даже самые нереальные. Кто называет (без повтора!) последним —забирает себе лот. Нужно отметить, что повторы функций в этом возрасте достаточно часты: дети думают, что есть кашу, есть суп и кормить ребенка с ложки — это разные действия. Или, например, украшать себя, елку или вазу шарфом. Также дети называют схожие действия, считая их разными, например, из ложки едят и пьют. Эти нюансы мы обсуждали по ходу игры.
- лот шарф. Им можно греться в холод, лечиться от простуды, украшать себя или новогоднюю елку, им можно ловить партнера или завязывать глаза, играя в жмурки;шарф
- лот кубик подходит для строительства башен, домов, заборов; его можно использовать в качестве линейки, если выстроить несколько блоков в ряд;
- лот ложка помогает есть, пить, копать, насыпать или накладывать что-то, перемешивать;
- лот туфелька (мы взяли ботинок). Его надевают и носят для защиты ног от холода и колючек, из него можно построить кораблик для мышек, как в стихотворении.

Игра «Что умеет делать?»
С помощью ответов «Да» и «Нет» я давала детям подсказки на загаданный предмет. Их задачей было спрашивать меня о том, что он может делать. Итак, слон нужен, чтобы трубить, поливать хоботом, обмахиваться ушами, выступать в цирке. Мяч — пружинить, отскакивать от предметов, попадать в других. Светофор — показывать по очереди красный, желтый, зеленый свет; дети с жаром переключились на правила дорожного движения. Но был и такой возглас: «Ничего». Тут я поддержала нестандартный ответ, и мы развили сюжет о том, что произойдет, если светофор вдруг сломается и ничего не станет показывать.

Игра «Давай поменяемся»
Главное в игре — это то, что загаданные животные (или другие объекты) меняются своими функциями (действиями). К нам в группу пришли Слон и Заяц. Роль слона я взяла на себя и показала, как можно выполнить условие игры и выполнить действия зайца. Тогда Кристина-заяц легко продемонстрировала обмен функцией: вытягивала губы в трубочку, как хобот, и лапками загребала воду (чтобы обливаться водой, как слон, только без хобота) — в общем, выходила из положения.

Затем я раздала карточки автомобиля (перевозит людей), комара (кусается) и часов (показывают время) трем мальчикам. При выполнении задания они обменялись карточками. Я понимала, что дети еще не сталкивались с подобными заданиями, но они очень старались. Остальные ребята подсказывали идеи с мест. Игра вызывала смех, когда комар перевозил людей, для этого сильно увеличившись в размерах. А машина колесами показывала время, которое бежало очень быстро, почти так же как время самого занятия. На этом мы закончили, потому что лучше немного недоиграть, чем переиграть, ведь ребята были полны эмоций и начали уставать.

Усложнение игр на функциональный подход для шестилеток и семилеток
Надо сказать, в этом возрасте у детей уже хорошо развито воображение, они намного легче оперируют абстрактными категориями, чем их предшественники из старшей группы. И это сразу почувствовалось в игре «Аукцион»: ребята предлагали более длинные цепочки функций предметов:
- лот шарф можно использовать в качестве рамы для картины или распустить и связать носки. Дальше — больше: девочки встали в трехглавого Змея Горыныча, обвязавшись шарфом;
- лот  кубик превратили в тайную коробочку, шкатулку, игральные кости;
- лот пустая баночка из-под крема подошел для того, чтобы посадить в нем рассаду.

Игра «Найди друзей»
Эту игру мы проводили с мячиком. Я называла животных и предметы, а дети говорили, кто или что выполняет ту же функцию (я использовала слово «работу»). После того, как ребенок назвал назначение предмета, он передавал мяч другому игроку. Дети ответили, кто перевозит груз, умеет скакать, копать землю.

Далее я усложнила перечень:
Телевизор показывает мультики, новости, фильмы. Я попросила своих воспитанников найти «друзей» телевизору. Тут ребята пустились рассказывать, что еще он может показывать: передачи, рекламу, стали вспоминать названия мультфильмов. Однако очень скоро мальчики исправили ситуацию и назвали компьютер (вот оно!), далее последовал смартфон, планшет. Я рассказала им про свое детство и фильмоскоп с диафильмами.

Затем задачей детей было найти «друзей» кастрюле и цветку. Ответы были такие:
- Кастрюля варит суп, в ней можно переносить и хранить что-либо.
- Цветок растет, а с ним растут ребенок, дерево, щенок, сугробы за окном…

Игра «Если я хочу, то что мне поможет»
В этом упражнении ребенку предлагается заменить нужный инструмент другим подходящим предметом, способным выполнить ту же функцию. Мы рисовали торт на доске и «разрезали» его лопатами, ложками, руками, сложенными вместе в виде лодочки. Настя клонировала торт, чтобы не резать. Однако мы сразу представили, сколько имениннику исполнится лет при условии семи свечек на каждом торте!

Еще Красная Шапочка шла в гости к бабушке. Детям нужно было придумать, как ей преодолеть речку, если нет моста. Что бы ей могло в этом помочь? Ответы были такие (тоже рисовали на доске):
- смастерить плот;
- использовать ходули;
- переплыть (но вдруг она не умеет плавать?);
- обойти речку… Но тут же подумали, что если это река Волга, и она впадает в Каспийское море, то придет Красная Шапочка к бабушке с мужем и тремя детьми!

Игра «Дразнилки»
Эту забаву мы оставили напоследок: с помощью суффиксов -лка, -чк, -ще дети придумывают дразнилки на основе функции (действия) предмета. Принцип игры был схвачен «на лету», и дети были в восторге от того, что произносили:
- Собака — прыгалка, лизалка, встречалка, сторожилка  и вилялка.собак
- Дорожный знак — запрещалище.
- Пылесос получил много эпитетов, связанных с грязью, а не чистотой (грязелка, грязнилка), так что мне пришлось корректировать понимание самой функции пылесоса: уборка, наведение чистоты. Тогда ребята назвали  чистилку и убиралку.
- Снег — холодилка, скрипелка, падалка и белилка, согревалка.

Развивать творческое мышление ребенка можно и нужно с помощью необычных игр в очень увлекательной и веселой форме. Такой досуг будет веселым и полезным, если взрослый:
- доброжелателен, принимает все идеи без исключения, хвалит ВСЕХ участников и не говорит оценочных слов с «не», а отвечает: правильно, согласен, хорошо, подумай еще, это повтор.
- для наглядности использует предметы, карточки, сам показывает действия (я изображала хобот слона руками, и скакала как «слонозаяц» в одной из игр). Это раскрепощает самих детей, они дают ответы в пантомиме, жестами.
- продолжает игру ровно столько времени, сколько поддерживается интерес со стороны ребенка. Это может быть десять  минут, а может и тридцать минут. Я ориентировалась на активность моих воспитанников.
- устраивает физкультминутки для детей, если их много, и они расшалились.

И не важно, где играет ваше чадо: в детском саду с воспитателем или дома с мамой — ТРИЗ-игры способны «оживить» заскучавшего ребенка, отвлечь его от гаждетов, переключить внимание с капризов на что-то увлекательное, занять пытливый детский ум в очереди в поликлинике. Главное, что в  таких играх мир открывается перед ребенком (да перед родителем или воспитателем) с другой стороны: единым во всем своем разнообразии вариантов.  Новый взгляд на обыденные предметы дает неожиданные сочетания, непривычные комбинации, нестандартные решения задач. И в это хочется играть, играть, и играть!… Я рекомендую сборник «Калейдоскоп мышления» для организации детских праздников, например, дней рождений. Это совсем не сложно, ведь игры можно дополнять и сокращать, как было показано в этой статье. Возможно, со временем это станет традицией именно вашей семьи, перерастет в квесты, а может, как говорит Андрей Усачев, «или что-нибудь еще….».



Виктория Ильина