Последние сообщения

Страницы: 1 ... 8 9 [10]
91
Почему кит ест только мелких рыбок
Автор: Редьярд Киплинг

Это было давно, мой милый мальчик. Жил-был Кит. Он плавал по морю и ел рыбу. Он ел и лещей, и ершей, и белугу, и севрюгу, и селёдку, и селёдкину тётку, и плотичку, и её сестричку, и шустрого, быстрого вьюна-вертуна угря. Какая рыба попадется, ту и съест. Откроет рот, ам — и готово!

Так что в конце концов во всем море уцелела одна только Рыбка, да и та Малютка-Колюшка. Это была хитрая Рыбка. Она плавала рядом с Китом, у самого его правого уха, чуть-чуть позади, чтобы он не мог её глотнуть. Только тем и спасалась. Но вот он встал на свой хвост и сказал:
— Есть хочу!
И маленькая хитренькая Рыбка сказала ему маленьким хитреньким голосом:
— Не пробовало ли ты Человека, благородное и великодушное Млекопитающее?
— Нет, — ответил Кит. — А каков он на вкус?
— Очень вкусный, — сказала Рыбка. — Вкусный, но немного колючий.
— Ну, так принеси мне их сюда с полдесятка, — сказал Кит и так ударил хвостом по воде, что все море покрылось пеной.
— Хватит тебе и одного! — сказала Малютка-Колюшка. — Плыви к сороковому градусу северной широты и к пятидесятому градусу западной долготы (эти слова волшебные), и ты увидишь среди моря плот. На плоту сидит Моряк. Его корабль пошел ко дну. Только и одёжи на нем, что синие холщовые штаны да подтяжки (не забудь про эти подтяжки, мой мальчик!) да охотничий нож. Но я должна сказать тебе по совести, что это человек очень находчивый, умный и храбрый.

Кит помчался что есть силы. Плыл, плыл и доплыл куда сказано: до пятидесятого градуса западной долготы и сорокового градуса северной широты. Видит, и правда: посреди моря — плот, на плоту — Моряк и больше никого. На Моряке синие холщовые штаны да подтяжки (смотри же, мой милый, не забудь про подтяжки!) да сбоку у пояса охотничий нож, и больше ничего. Сидит Моряк на плоту, а ноги свесил в воду. (Его Мама позволила ему болтать голыми ногами в воде, иначе он не стал бы болтать, потому что был очень умный и храбрый.)

Рот у Кита открывался все шире, и шире, и шире и открылся чуть не до самого хвоста. Кит проглотил и Моряка, и его плот, и его синие холщовые штаны, и подтяжки (пожалуйста, не забудь про подтяжки, мой милый!), и даже охотничий нож.
Всё провалилось в тот тёплый и тёмный чулан, который называется желудком Кита. Кит облизнулся — вот так! — и три раза повернулся на хвосте.

Но как только Моряк, очень умный и храбрый, очутился в тёмном и тёплом чулане, который называется желудком Кита, он давай кувыркаться, брыкаться, кусаться, лягаться, колотить, молотить, хлопать, топать, стучать, бренчать и в таком неподходящем месте заплясал трепака, что Кит почувствовал себя совсем нехорошо (надеюсь, ты не забыл про подтяжки?).

И сказал он Малютке-Колюшке:
— Не по нутру мне человек, не по вкусу. У меня от него икота. Что делать?
— Ну, так скажи ему, чтобы выпрыгнул вон, — посоветовала Малютка-Колюшка.
Кит крикнул в свой собственный рот:
— Эй, ты, выходи! И смотри веди себя как следует. У меня из-за тебя икота.
— Ну нет, — сказал Моряк, — мне и тут хорошо! Вот если ты отвезёшь меня к моим родным берегам, к белым утёсам Англии, тогда я, пожалуй, подумаю, выходить мне или оставаться.
И он еще сильнее затопал ногами.
— Нечего делать, вези его домой, — сказала хитрая Рыбка Киту. — Ведь я говорила тебе, что он очень умный и храбрый.

Кит послушался и пустился в путь. Он плыл, и плыл, и плыл, работая всю дорогу хвостом и двумя плавниками, хотя ему сильно мешала икота.
Наконец вдали показались белые утёсы Англии. Кит подплыл к самому берегу и стал раскрывать свою пасть — все шире, и шире, и шире — и сказал Человеку:
— Пора выходить. Пересадка. Ближайшие станции: Винчестер, Аш-элот, Нашуа, Кини и Фичборо.

Чуть он сказал: «Фич!» — изо рта у него выпрыгнул Моряк. Этот Моряк и вправду был очень умный и храбрый. Сидя в животе у Кита, он не терял времени даром: ножиком расколол свой плот на тонкие лучинки, сложил их крест-накрест и крепко связал подтяжками (теперь ты понимаешь, почему тебе не следовало забывать про подтяжки!), и у него получилась решётка, которой он и загородил Киту горло; При этом он сказал волшебные слова. Ты этих слов не слышал, и я с удовольствием скажу их тебе. Он сказал:
Поставил я решётку,
Киту заткнул я глотку.

С этими словами он прыгнул на берег, на мелкие камешки, и зашагал к своей Маме, которая позволяла ему ходить по воде босиком. Потом он женился, и стал жить-поживать, и был очень счастлив. Кит тоже женился и тоже был очень счастлив. Но с этого дня и во веки веков у него в горле стояла решётка, которую он не мог ни проглотить, ни выплюнуть. Из-за этой решётки к нему в горло попадала только мелкая рыбёшка. Вот почему в наше время Киты уже не глотают людей.

А хитрая Рыбка уплыла и спряталась в тине, под самым порогом Экватора. Она думала, что Кит рассердился, и боялась показаться ему на глаза.

Моряк захватил с собою свой охотничий нож. Синие холщовые штаны всё ещё были на нём; когда он шагал по камешкам у самого моря. Но подтяжек на нём уже не было. Они остались в горле у Кита. Ими были связаны лучинки, из которых Моряк сделал решётку.
Вот и всё. Этой сказке конец.
92
Почему чайки белые
Автор: Виталий Бианки

Птица думает:
«В воздухе мне не прожить, в лесу не прожить, и на реке, выходит, тоже не прожить: я прятаться не умею. Кто бы меня защитил?»
И видит — летит-плывёт над рекой белая чайка.

Вдруг чайка крылья сложила и пала в воду. Пала в воду, крыльями над спиной взмахнула и опять на воздух поднялась.
А во рту у неё — рыбка.
Тут ещё и ещё со всех сторон налетели белые чайки. Стали над рекой кружиться, падать, подниматься, — из воды рыбок таскать.

«Вот славно, — думает птица. — Пристану к чайкам. И сыта буду и цела буду: чайки большие, чайки сильные, они меня от чеглока-соколка защитят».
Полетела к белым чайкам:
— Примите меня в артель!

Посмотрели на неё белые чайки и говорят:
— Не годишься ты в нашу артель. Как ты своим носом рыбку будешь ловить? У нас, видишь, носы крепкие, острые. А твой нос ни крепок, ни мягок, ни тупой, ни остренький, — средненький.
— Ничего, как-нибудь, — говорит птица.
— И серенькая ты, — говорят белые чайки. — Даже и не поймёшь, какого цвета. А мы, видишь, белые.

— А почему вы белые? — спрашивает птица.
— Нам другими быть нельзя, — отвечают белые чайки. — Первое дело, рыбки из воды нас видеть не должны, — а то разве их поймаешь.
Рыбки снизу смотрят, — над ними потолок белый. Речной потолок. А над ним — небо, на нём облака белые. Нас, белых, над белым, под белым рыбкам не видно.
Второе дело, мы дружной артелью рыбку ловим. Разлетимся в разные стороны, и каждая высматривает рыбку. Рыба стадами ходит.
Вот мы и глядим друг за дружкой издали, из глаз не выпускаем.
Вот сложила подружка крылья, — пала на воду. Ага, значит, рыбка там!
И все мы к счастливой подружке спешим, все рядом ловить принимаемся.
Издали мы друг на дружку сбоку смотрим. И нам друг дружку хорошо видать: ведь белые мы, заметные на воде и над берегом.
— А тебя, серенькую, нам не усмотреть: ты над берегом полетишь — не видно, мимо леса — не видно и под небом — не видно. Уж на что у чеглока-соколка глаза вострые, и тот тебя не приметил. А кого не видно, для нас того и нет.

— А как же я? — спрашивает птица.
— Да тебя и вовсе нет, — отвечают белые чайки. — Ты кругом средненькая. Ты выдуманная. Таким под солнцем места нет. Посмотри-ка ты на себя в воду.

Посмотрела птица вниз. Там, в тихой реке, всё как в зеркале: и белые чайки кружат, и зуёк кланяется, и плиска хвостом кивает, и сорока прилетела — на кусту сидит, и стриж в небе мчится. А её — птицы — нет.
— И лети-ка, ты, — говорят чайки, — назад, откуда взялась!
Делать нечего — полетела птица назад, к своему человеку.
Человек тот как раз спал, — рот разинул.
Птица и впорхнула ему в голову.
Человек глотнул, вздохнул, проснулся и говорит:
— Вот сон какой приснился! Будто жила была птица… — И тут сказке конец, а тебе ответ, — почему чайки белые.
93
Почему в море вода соленая
Филиппинская сказка

Старики говорят, что когда-то давно вода в море не была, как теперь, соленой. Поговаривают, стала она такой, потому что какой-то муравей укусил Ангало.

«А кто такой Ангало?» — спросите вы.
Так вот, Ангало был великаном. Когда он стоял в самой середине моря, вода едва доходила до его колен. Когда же Ангало стоял на земле, горы тоже были ему лишь по колени.

Как-то раз кончилась у людей соль, и они пришли к Ангало.
— У нас кончилась соль, Ангало. Мы хотим раздобыть соль за морем. Ведь здесь ее нет. Помоги нам, Ангало.
- Нет ничего проще,— ответил великан.— Идите за мной.

Пришли они к морю. Ангало сел на берегу и протянул свою ногу так, что пяткой уперся в гору по ту сторону моря.
— Вот вам мост,— сказал он людям.— По моей ноге вы сможете перейти через море.
— Спасибо, Ангало!
— Возьмите корзины для соли и ступайте!

Обрадовались люди, взяли корзины и без труда перешли
через море. Набрав соли, они повернули назад. Снова шли они по ноге Ангало, и каждый нес полную корзину соли.

Вот уже и самая середина моря. И тут Ангало укусил муравей. Вздрогнул великан от боли, а люди с соляными корзинами попадали в море. Когда люди  взобрались на ногу Ангало, оказалось, что корзины пусты – вся соль растворилась в воде!

С тех пор, говорят старики, вода в море стала соленой.
Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец!
94
Почему у месяца нет платья
Сербская сказка

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.

А платье-то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной.

И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.

Увидел портной: идет по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья.
95
Почему у зайца длинные уши
(Мансийская сказка)

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривают, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.
— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям, — говорит лось. — Но  зверей много, а рогов мало. Кому же дать?

Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»
- Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.
Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:
— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.

— Хорошо, — говорит лось. — А вот эти, большие, кому?
Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:
— Эти мне дай, мне, зайцу!
— Что ты, братец? — удивился лось. — Куда тебе такие рога?
— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!
— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Обрадовался заяц, запрыгал, заплясал. Вдруг с кедра большая шишка свалилась ему на голову. Подскочил заяц — и бежать! Да не тут-то было! Запутался рогами в кустах, выпутаться не может, визжит со страху.

А лось с женой хохочут.
— Нет, брат, — говорит лось. — Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь.
Так и остался заяц без рогов, а уши у него выросли длинные-предлинные.
96
Почему рыбы молчат
Автор: Борис Заходер

В старину рыбы любили поговорить, а Судак - так тот уж даже слишком. Добро бы он дело говорил, а то все пустяки: то лясы точит, то ерунду мелет, то чепуху несет, а бывало и того хуже: лишнее болтает.
И до того он как-то всем рыбам надоел, что ни одна с ним и разговаривать не желает: только разлетится он к какой-нибудь рыбе побеседовать, а она вильнет хвостом - и поминай как звали!
Вот плавал он, плавал, молчал-молчал - до того намолчался, хоть топись!
А язык чешется смерть как!

Подплыл Судак с горя к берегу. Думает: нет ли хоть там кого, с кем бы посудачить.
Высунул нос из воды, смотрит - верно, сидит на берегу кто-то мохнатенький, четыре лапки, пятый - хвост.
- Эй ты, Мохнатенький, - говорит Судак. - Ты кто будешь? Рыба?
- Да что ты, - говорит Мохнатенький, - какая же я рыба! Я зверь - Выдра.
- Вот и я думаю, что не рыба, - говорит Судак. - Что рыбе на сухом месте делать? Дура она, что ли?
Сказал - и тут же язык прикусил.
Но Выдра - ничего, не обиделась, только облизнулась.
- Почему же это сразу - дура? - спрашивает. - Разве на бережку плохо?
- Еще бы не плохо, - говорит Судак. - Совсем жить нельзя!
- А в воде, выходит, можно?
- В воде-то? Сравнила тоже! В воде знай плавай в свое удовольствие!
- А если я плавать не умею?
- Плавать не умеешь? - удивился Судак. - Вот смехота! Да ведь это проще всего - плавать! Войди в воду - сразу и поплывешь!
- А не утону?
Судак со смеху чуть не захлебнулся. Даже пузыри пустил.
- Да что ты, - говорит, - кто же это в воде тонет? Мы вот, рыбы, всю жизнь в воде живем, и ни одна, слава богу, не утонула!
Вошла Выдра в воду осторожно-осторожно: сперва по грудку, потом по шейку... поплыла, поплыла... да вдруг как кинется на судака!
Еле-еле он от нее ушел, только из хвоста она ему середку вырвала: был хвост лопатой, а стал уголками.
«Ой-ой-ой, - думает Судак, - ни за что не буду с незнакомыми разговаривать, особенно со зверями! Ты им - слово, а они - за хвост! Ишь звери!»

Сказать сказал, а язык-то все чешется! Поплавал немного - в другом месте к берегу подплыл. Опять нос высунул.
Смотрит - на большом камне Незнакомка сидит, вся в перьях, беленькая, хорошенькая, а сама плачет жалостно-прежалостно: «Чаю! Чаю!»
Жалко ее стало Судаку.
- Эй ты, - говорит, - беленькая, хорошенькая! Ты не зверь?
- Да что ты, - говорит Незнакомка, - я, чай, птица! Чай, знаешь, Чайка я!
- А чего же ты плачешь?
- Отчего плачу? Есть хочу, оттого и плачу!
- Есть хочешь? - удивился Судак. - Так зачем плакать? Возьми да поешь!
- Хорошо тебе советы давать! - говорит Чайка. - Я, чай, это и сама знаю! А что взять-то? Взять-то нечего, кроме песка да гальки!
Судак ну хохотать!
- Ох, уморила ты меня, - говорит наконец. - Еды сколько хочешь, а она говорит - есть нечего!
- Где?
- Да у нас в воде! И ракушки вкусные, и червяки, и раки ничего себе, а вкуснее всего... - Тут запнулся было Судачишка, да язык у него сам собой выговорил: - ...вкуснее всего - кой-какие рыбешки!
И только у него эти слова вырвались - Чайка как взлетит, как ухватит его за спину, за самую середину!
Ну, Судак - он тоже не промах - кой-как извернулся, ушел. Только плавник спинной ему Чайка изорвала - он у Судаков и по сие время неровный.

Уплыл Судак в море, на глубокое место. Еле-еле отдышался. Сам себя ругает ругательски!
«Так мне, Судаку-дураку, и нужно, - думает. - Ведь знал же, что не годится с незнакомыми разговаривать! Ну уж теперь хоть режьте меня - ни за что не буду! Зарок даю! Ни со зверями, ни с птицами! И к берегу не подплыву! Пусть у меня плавники отсохнут!»

И долго крепился, терпел. Целый день почти. Только уж к вечеру душа не вынесла - опять к берегу подобрался.
«Хоть одним глазком погляжу, - думает, - а говорить - ни-ни!»
Смотрит: что за чудо такое? Сидит на берегу Незнакомец, а кто он - и не понять! Вроде бы птица: нос птичий и посвистывает, да перьев нет! Вроде бы и зверь - да нет: на двух ногах и шерсти мало! Сидит, вечернюю зорьку встречает.
Глядел, глядел на него Судак, а заговорить боится: плавник-то еще саднит.
А Незнакомец заметил Судака и говорит:
- Добрый вечер!
Судак молчит.
- Что же ты не отвечаешь? - говорит Незнакомец. - Невежливо, брат.
Молчит Судак.
- А-а, ты, наверно, говорить не умеешь, - догадался Незнакомец. - Верно, верно, рыбы ведь говорить не умеют! Забыл я, извини!
Обидно стало Судачишке. До того обидно - мочи нет!
- Это мы-то не умеем? - выпалил. - Да мы, если хочешь знать, ого-го-го как умеем! Еще и тебя научим!
- Да ну? - удивился Незнакомец. - Так что ж ты раньше-то молчал?
- А потому молчал, что я зарок дал - ни со зверями, ни с птицами не разговаривать, а то больно кусаться любят! Ты-то сам что за птица?
- Что ты, - говорит Незнакомец, - какая я тебе птица!
- Тогда, выходит, зверь?
- И не зверь я... Я, как бы тебе понятней объяснить... Человек я.
- Челове-ек? - повторил Судак. - Первый раз слышу! Ну, если Человек - тогда ничего.
- Вот и я думаю - ничего, - говорит Незнакомец. - А тебя-то как звать?
- Судак.
- Ну, вот и познакомились, - говорит Человек. - Можем и побеседовать с тобой, пока я снасть налажу.
А сам на палку нитку привязывает.
- И для чего же такая снасть? - спрашивает Судак.
- Это я, - отвечает Человек, - врать тебе не стану - рыбки надумал наловить.
А Судак - от большого ума - как захохочет!
- Ры-ы-ыбки? - говорит. - Да как же это ты палкой рыбку ловить будешь?
- Там видно будет, - говорит Человек, а сам на нитку тоже что-то привязал - загогулинку какую-то.
- Хотя верно, - говорит Судак, - у нас в море-океане такая дура-рыба есть, что и на палку клюнет! Не поверишь, какая дура! Камни - и то хватает! Но, - говорит, - если хорошую рыбу хочешь подманить, ты ей...
И пошел, и пошел выкладывать: что какая рыба ест, да что особо любит, где ходит, да когда спит, да когда кормится.
Все выложил. Болтал, болтал - даже самому есть захотелось.
И вдруг видит: перед самым его носом червячок в воде вьется-извивается, аппетитный, толстый, словно говорит: «Съешь меня!»
Судак его и хамкнул.
Да только проглотить не успел - оказался на крючке.
- Ну, - говорит Человек, - что же мы с тобой делать будем? Уху варить?
А Судак от страха и «мама» сказать не может. Замер.
Жалко стало его Человеку.
- Так и быть, - говорит, - отпущу тебя для первого знакомства. Но, гляди, в другой раз не попадайся!
Снял он Судачишку с крючка и в воду бросил.
Судак как припустится - и «спасибо» не сказал! Обеспамятел от радости, видно.

Но только с этого самого дня стало рыбы в реках-морях заметно убавляться.
И собрались однажды все рыбы на совет.
- В чем, - говорят, - причина? То нас ни зверь, ни птица, ни человек не трогали, а теперь таскают не судом! Признавайся, кто их научил!
Пришлось Судачишке каяться.
- Так и так, - говорит, - я, дурак, проболтался! Делайте со мной что хотите - я всему виной!
Хотели было рыбы его за это смерти предать, да, спасибо, Камбала - умнее ее рыбы на свете нет - отговорила.
- Этим, - говорит, - горю все равно не поможешь. И Судак у нас теперь ученый - будет молчать! Вот лучше-ка давайте и мы все вперед будем язык за зубами держать, чтобы ни люди, ни птицы, ни звери больше никаких наших рыбьих хитростей не узнали.
Так и порешили.
С тех-то самых пор все рыбы воды в рот набрали и ни с людьми, ни со зверями, ни с птицами не разговаривают.
Говорят только между собой.
И то - тихо-тихо.

Примерные темы для исследований:
- Как выглядит судак и действительно ли у него неровный спинной плавник и раздвоенный хвост уголками? Какой еще формы бывают у рыб плавники и хвосты? (Для более старших детей – как разная форма хвостового плавника помогает различным рыбам в их среде обитания и образе жизни)
- Умеют ли рыбы говорить? Общаются ли рыбы между собой? Какие звуки могут издавать рыбы?  В каких сказках встречаются говорящие рыбы?
97
Почему нужно кушать?
Автор: Ирина Гурина

Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.
- Смотри, какая вкусная кашка, - говорила ей бабушка. – Съешь хоть ложечку, только попробуй, и тебе обязательно понравится. Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала головой.
- Скушай творожок, - уговаривал Настеньку дедушка. – Он очень вкусный и полезный.
Но и творожок она есть не хотела.
- Смотри, какой вкусный супчик, - говорила мама. – Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зеленый горошек, белая картошечка!
- Не буду, - кричала Настенька и убегала из кухни.

День шел за днем. Как-то пошла она с подружками гулять, и решили они покататься на горке. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:
- Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, на горке не покататься!
- И, правда, - удивились подружки, - что же ты такая маленькая!
- Не знаю, - расстроилась Настенька и пошла домой.

Заходит она в дом, раздевается, а слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шепот.
Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям: и там никого.
- Ничего не понимаю, - пожала плечами девочка. – Кто же шепчется? А! Я на кухне не была, - и она на цыпочках прокралась к кухне.
Приоткрыла Настенька дверь, шепот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.
- Ой, - удивилась Настенька, - да это же овощи разговаривают!
- Я тут самая главная, - сердилась морковь. – Во мне есть витамин А, это самый главный витамин. Он помогает детям расти, а еще тот, кто есть витамин А хорошо видит, почти как орел. Без меня никуда!
- Нет мы, нет мы, - подпрыгивали горошинки. – В зеленом горохе тоже есть витамина А , но нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас еще и витамин В есть.
- Во мне тоже есть витамин В, я же не хвастаюсь проворчало мясо. Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко, и чтобы зубки и десны были здоровыми.
- А во мне витамин С, - подпрыгнула картошка. – Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается, вот!
Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:
- Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный, и что тот, кто хорошо кушает, быстро растет и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами.
- А я слышала, слышала! – закричала Настенька, вбегая в кухню. – Я очень хочу вырасти и кататься на горке вместе со всеми!
Взяла она ложку и съела суп. С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек.

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Почему Настя расстроилась, когда пришла на горку?
- Почему Настя была меньше своих подружек?
- На нашей планете питаются только люди? Почему людям и животным необходимо есть?
- Чем полезна морковка?
- Чем полезен зеленый горошек?
- Какая польза в мясе?
- Чем полезна картошка?
- Какой овощь самый полезный?
- Какие еще ты знаешь полезные продукты? В чем их польза для людей?
- А какие продукты вредные? Чем они вредят?
Можно разобрать плюсы и минусы вредных и полезных продуктов (конфета вкусная, сладкая - плюс, но портит зубы -  минус) и подвести к рациональным выводам (какой из полезных продуктов вкусный и сладкий, что можно съесть вместо конфеты, чтобы сохранить зубки здоровыми).

98
Почему зима приходит?
Автор: Ирис Ревю

Как-то так сложилось, что зима никогда не забывает приходить к нам. У неё такая хорошая память? Чтобы в этом разобраться, надо обратиться к сказке.

Почему зима приходит? Никто толком в Изумрудном лесу этого не знал. Кто говорил, что зиму каждый год присылает Снежная Королева. Кто-то утверждал, что зима наступает благодаря стараниям Деда Мороза. Именно он с помощью волшебного посоха делает так, что вслед за осенью начинается зима.
Было и такое мнение, что зиму никто не присылает, а волшебница Зима на семи ветрах прибывает сама. Якобы летом она впадает в летнюю спячку (совсем, как наш медведь зимой), а потом просыпается, надевает свои метельные шубы, буранные шапки да вьюжные сапоги и отправляется к нам.

Но дети, ученики Лесной школы, точно знали, почему приходит зима. Им поведал об этом учитель.
Он сказал, что смена всех времён года происходит от того, что, во-первых, планета Земля вращается вокруг Солнца (и вокруг своей оси), во-вторых, что земная ось наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным углом.

Это было научное объяснение. Когда его рассказали жителям Изумрудного леса, то они не захотели его слушать. Потому что им хотелось верить в сказки. Им очень нравилось придумывать массу сказочных причин, почему приходит Зима.

Почему же приходит зима? Да она просто скучает без нас!

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Присылает ли зиму Снежная Королева?
- Как ты думаешь, точно ли зима приходит благодаря стараниям Деда Мороза?
- На скольких ветрах, по поверьям, прибывает зима? (Для старших детей возможно исследование – почему на семи, а, не на восьми или шести, например)
- Какое объяснение дал учитель в Лесной школе, почему наступает зима?
- Почему жители Изумрудного леса не захотели слушать научное объяснение того, отчего приходит зима?
- Как ты сам думаешь, почему приходит зима?
99
Почему медведь зимой спит
Автор: Сергей Панчешный

Здравствуй, дружок! Сегодня я расскажу тебе сказку «Почему медведь зимой спит». Усаживайся поудобней и начинай слушать.

Давным-давно, когда ещё все звери умели разговаривать друг с другом, на земле было одно время года – лето.  Круглый год цвели яркие  красивые цветы.  Зеленела трава.  Кустарники и деревья были покрыты крупными  зелёными листьями.

По лесу бродили различные животные.  Они питались травой и папоротниками, грибами и ягодами, орехами и желудями.  По берегам рек и болот  прогуливались  журавли и цапли, выискивая себе на обед вкусную рыбешку или лягушку, улитку или червячка.
Все животные жили постоянно на своих местах, знали друг друга  и по утрам обязательно здоровались с пожеланием доброго дня.

Много лет так продолжалось, но однажды с далёкого Севера подул холодный ветер. Пошёл белый крупный снег.  Небо заволокло тучами.
Наступила зима,  и природа сразу стала меняться. Уже не было видно ни бабочек, порхающих  над красивыми цветками;  ни зверей на лесной поляне, ни быстрых рыб в прозрачном озере.
Всё покрылось белым-белым снегом. Замерзли реки и ручьи. Солнышко скрылось далеко-далеко за горизонтом.

И тут птицы и звери стали решать, где им жить зимой и чем питаться.
Заяц сказал:
– Я могу жить зимой под кусточком,  есть мелкие ветки, кору деревьев и кустарников. Я здесь остаюсь!
Следом белка произнесла:
– А я найду дупло в старом дереве, наношу туда мха и шерсти и будет мне тепло в моём доме. А за лето сделаю запасы грибов, орехов, желудей – вот зимой и будет чем мне питаться. Я тоже остаюсь в этом лесу!
Тут лось сказал:
– У меня копыта широкие, я в снегу не провалюсь.  А  есть я буду  ветки ивы, рябины, берёзы и осины. Я тоже решил остаться!

Вдруг поднялся  птичий гомон, и соловей со скворцом попросили слова:
– А мы не можем оставаться здесь на зиму! Ведь мы питаемся насекомыми, ягодами и семенами, а зимой их не найти. Так что, мы улетаем!
Стать перелётными птицами решили журавли и лебеди, грачи и  цапли, жаворонки и трясогузки.

Но были птицы, которые решили оставаться на зиму у себя дома.
Дятел и клёст сказали, что они зимой будут питаться семенами хвойных деревьев, а их в лесу видимо-невидимо. Так и проживут.
А голуби, воробьи и вороны вообще сказали, что проживут зиму вблизи людей,  и будут питаться крошками, семечками и пшеном, которые  для них рассыплют люди.

Долго шли споры между животными  о том, что делать им зимой и как искать себе пропитание.
Лишь один медведь ничего не сказал.  Ведь он не мог поедать, как заяц или лось, кору деревьев.  Заготавливать, как белка, припасы на зиму. Не мог он  и улететь с перелётными птицами в тёплые края.  Не мог и охотиться зимой по глубокому снегу, как это делают рыси и волки.
И тогда медведь решил:
– Я останусь, но с одним условием – зимой я буду спать в своей  берлоге и лапу  сосать до прихода тёплых весенних денёчков.
На том и порешили.
Вот почему с тех пор медведь зимою спит.

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Хорошо или плохо, когда постоянное лето? Что хорошего и что плохого? (Для старших дошкольников: есть ли на Земле места, где нет зимы?)
- Как зимуют разные звери: заяц, белка, лось, и чем питаются? Какие еще звери и как готовятся к зиме?
- Как решили переждать зиму птицы? Какие птицы улетают в теплые края? Как их называют? (перелетные) Какие птицы остаются в своем лесу (зимующие), чем питаются?
- Почему медведь решил зимой спать? Как он готовится к зимней спячке?

100
Почему идет дождь
Автор: Сергей Панчешный

Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку «Почему идёт дождь»? Устраивайся поудобней и слушай.

В давние-давние времена нашу землю покрывал один большой океан. И жили в нём капельки воды. Было их видимо-невидимо. Ведь, представь, сколько нужно капелек воды, чтобы наполнить твою кружечку. А тут целый океан!

И среди этих капелек было много маленьких непосед, совсем как ты со своими друзьями. Они очень любили целыми днями играть в разные игры: в прятки, догонялки, жмурки. Но больше всего они любили выпрыгивать из океана и смотреть далеко-далеко. Ведь там, вдали, можно было увидеть красивое голубое небо и яркое солнышко. Можно было наблюдать больших птиц, которые  летали  над океаном. Можно было увидеть дальние берега, покрытые яркой зеленью и высокие горы с белыми вершинами.

И вот однажды, когда они играли, как обычно, подул сильный ветер и захватил с собой несколько маленьких капелек. Капельки испугались и закричали своим друзьям:
- Спасите нас, помогите нам вернуться домой, в океан!
Друзья попытались схватить  капельки, но ветер дул так сильно, что он  и их  забрал с собой.
Все они полетели на небо, и только там смогли найти друг друга. Тогда капельки воды решили не расставаться больше никогда, взялись за руки и… получилось маленькое облачко.
Оно летело над бескрайним океаном, погоняемое ветром.  А капельки в это время всё думали, как же им вернуться домой?

И тут одна из них воскликнула:
- Я знаю! Пусть к нам прилетят наши  подружки из океана.  Нас станет очень много, и облачко превратится в тучку. Тучка станет тяжёлая, небо не сможет её больше удерживать и отпустит. И тогда мы все вернёмся домой!

Так капельки и сделали. Закричали сверху своим друзьям, чтобы они тоже выпрыгивали из океана,  и чтобы их тоже унёс ветер. Когда капелек стало на небе много, маленькое облачко превратилось в большую тёмную тучу.
И через некоторое время эта туча пролилась весёлым звонким дождиком на большой океан, и все капельки  воды вернулись к себе домой.

Они совсем не испугались своего путешествия и продолжают это делать до сих пор.
Поэтому, когда ты увидишь на небе тёмные  тучи, знай, что это много маленьких капелек  воды выпрыгнуло из океана, и их унёс ветер.
Теперь ты знаешь, почему идёт дождь, и сможешь об этом рассказать своим друзьям.

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Где жили капельки воды? Где еще живут капельки?
- Сколько капелек в кружке? А в океане?
- Что случилось с любопытными капельками?
- Во что превратились капельки, которых ветер унес на небо?
- Какой способ придумала сообразительная капелька, чтобы вернуться домой?
- Могут ли капельки попасть на небо и стать облаком не толшько при помощи ветра? Как, с чьей помощью?

Страницы: 1 ... 8 9 [10]