Автор Тема: Метод снежного кома  (Прочитано 1605 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Метод снежного кома
« : 05 Февраля 2017, 22:18:13 »
Вы лепили когда-нибудь снеговиков? Сначала нужно слепить центральный, очень маленький снежок, который помещается между ладоней. А потом этот комок просто прокатывается по снежной целине. Чем больше снега на него налипнет, тем больше становится ком для снеговика.

Метод снежного кома построен по такому же принципу. Придумывается фантастическая, нереальная идея, которая «помещается» в нашу реальную жизнь. Вокруг центральной идеи начинают накручиваться слои реальности, с учетом влияния на них нашей придуманной фантастической ситуации.

Сюжеты многих сказок, рассказов, повестей, имеют такую же структуру повествования.
Например, в основе повести М.Булгакова «Собачье сердце» лежит фантастическая идея о превращении пса в человека в результате операции, замене некоторых органов. И далее все действие происходит в условиях реальной жизни России 20-х годов прошлого столетия.
В рассказе В.Катаева «Цветик-семицветик», действие раскручивается вокруг волшебного цветка, исполняющего желания, полученного в подарок девочкой Женей.
Хорошей иллюстрацией упрощенного Метода снежного кома для малышей является мультфильм «Варежка». Обычная детская варежка периодически превращается в щенка, который вписывается в реальную жизнь девочки: его можно гладить, с ним можно гулять и играть, он даже принимает участие в собачьих соревнованиях.

Обучение детей сочинению сказок и рассказов
Вы можете тоже научить своего ребенка составлять небольшие фантастические или сказочные рассказы по Методу снежного кома.

Сначала привнесите нереальную ситуацию в вашу реальную жизнь. За основу можно взять прочитанное произведение или мультфильм. Предложите представить, что будет, если у вас дома поселится домовенок Кузька? Какие изменения произойдут в вашей жизни? По каким признакам вы можете узнать, что у вас поселился домовенок? Он будет поддерживать порядок, убирая по ночам забытые игрушки, помогать по хозяйству маме, оставлять маленькие следы и т.п.

А если у вас появится ковер-самолет? Откуда он может появиться? Как вы его сможете использовать? Какие события могут произойти в вашей жизни при наличии ковра-самолета?

С ребенком старше 4 лет желательно записывать схемами или  зарисовывать получившиеся рассказы.

Постепенно усложняйте сюжеты, приучайте к соблюдению структуры повествования: любое произведение должно иметь начало, основную часть и окончание. Отличным помощником станет опора на Системный оператор – путешествие по его экранам подскажет начало: как все начиналось (левый средний экран), развитие сюжета, вероятные ситуации подсистемы и определенного класса надсистем, возможного будущего развития.

Как написать сказку с детьми: простой алгоритм
Для составления рассказа придерживайтесь упрощенного Алгоритма:
1. Выбрать исходную ситуацию и фантастическую идею, которая будет разворачиваться в данных условиях.
Например: мальчик находит волшебную лампу с Джином.

2. Поместить эту идею в условия реальной жизни, представить, что она уже реализовалась.
Придумайте имя главного героя (мальчика); где и как он нашел волшебную лампу; как узнал, что она волшебная; как состоялась первая встреча с Джином из лампы.

3. Производить последующие действия в других реальных жизненных условиях, переходя последовательно (по цепочке) от одной области действительности к другой.

Возможные для рассмотрения (раскручивания слоев реальности) области действительности:
— Потребности: сон, еда, одежда, безопасность и др.
— Жилище: дом, комнаты, мебель, поведение в быту и др.;
— Семья: отношения с родственниками, знакомство и т.п.
— Общество: общение, средства массовой информации и др.
— Культура, искусство, спорт, экономика, политика и др.
— Природа, экология, животный мир и т.п.
— Планетарные явления, погода, климат и т.п.

На исходную ситуацию начинайте накручивать слои реальности:
— Что может Джин? Как мальчик поступил с лампой? Как устроил Джина в доме? Рассказал ли своим родителям, как они отреагировали на Джина? Какие ситуации складывались на улице, в школе, в общественных местах? И т.д.

С ребенком от 5-6 лет можно изготовить рукописную книгу на основе собственного рассказа.

На первых этапах используйте готовые сказочные или фантастические идеи из книг, мультфильмов, презентаций. Впоследствии можно будет придумывать свои собственные идеи, сюжеты, темы. Основная задача, на которую обязательно нужно обращать внимание – последовательное развитие сюжетной линии, создание «снежного кома» последствий. Не нужно к исходной фантастической идее добавлять новые. Каждый слой реальности будет САМ создавать необычные ситуации.

Сочинительство, игры и упражнения с использованием метода снежного кома формируют причинно-следственное мышление, навыки системного прогнозирования, способствует развитию творческого воображения и сильного мышления. И если перед вами стоит вопрос: «Как написать сказку с детьми?», попробуйте раскрутить небольшие «снежные комки», из 4-5-6 слоев, а потом поделитесь вашим творчеством.