Автор Тема: Как выдумать новых сказочных героев  (Прочитано 1703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 268
  • Пол: Женский
Сегодня мы поговорим о том, как ненавязчиво, в увлекательной для ребенка форме, тренировать фантазию, развивать речь, творческое мышление и изучать окружающий мир. И делать мы это будем на примере игр-упражнений из чудесной книги Джанни Родари — «Грамматика фантазии».

Как легко, весело и с пользой придумывать с ребенком новых персонажей для игр и сочинения собственных сказок? Мы попробовали и нам очень понравились 4 варианта фантазирования.

1. Персонажи из различных материалов: стеклянный человечек, песочный, огненный, сахарный, хлебный, мятный, изо льда, фольги, ваты, железа и т.д. Интерес в том, что этот герой должен будет действовать, двигаться, знакомиться, попадать в ситуации в соответствии с материалом, из которого сделан. То есть нужно будет обязательно учитывать его химические и физические свойства.

Возьмем, к примеру, стеклянного человечка. Этот материал прозрачный, значит, такой герой тоже обладает этим свойством, причем в прямом и переносном смысле. Его мысли можно читать. Нравится ли ему это? Что он может сделать, чтобы их спрятать? Стекло хрупкое. А, значит, дом такого человечка должен быть обит чем-то мягким. А где он вообще может жить? Современный город вряд ли ему подойдет. С кем он может дружить? А кого ему следовало бы опасаться? Стекло можно мыть, но такой человечек может утонуть, в отличие, к примеру, от деревянного.

Если человечки изо льда, мороженого, сливочного масла, то все вместе они могут жить в холодильнике. И все их приключения будут происходить между морозилкой и полками для овощей — иначе растают.
То, что будет происходить с человеком из папирусной бумаги, не произойдет с человеком из мрамора, соломы, шоколада, дыма, колбасы, пластмассы.

В историях с подобными персонажами простор фантазии безграничен и неизвестно, куда приведет вас ваша сказка. У нас с детьми придумалась вот такая история.

Жил-был на свете мыльный человечек. Он очень любил чистоту: носил белоснежную одежку и стерильные перчатки. Жил в стерильно чистой квартире. Ходил с огромным чемоданом, в котором хранил кучу тряпочек и различные моющие средства. Ему было трудно жить: он всюду видел грязь, микробы, вирусы, но не мог все это хорошенько вымыть, ведь ему нельзя было иметь дело с водой. Поэтому, чтобы не испачкаться, он очень редко выходил на улицу. Но однажды через окно он увидел удивительной красоты бабочку. Она так поразила его воображение, что мыльный человечек, забыв обо всем, выбежал на улицу. И тут его охватил ужас — сколько же грязи вокруг! Дороги, дома, машины, мусорные баки!!! Все это нужно срочно мыть! И, забыв об осторожности, он раздобыл воду и принялся за дело. Чистил и чистил, не переставая, несколько дней и ночей, но грязи, как ему казалось, становилось только больше. И он так устал и так измылился, что заснул за работой прямо на улице. А дальше… как это случилось, он так и не понял, наверное, его перенесло ветром — он проснулся на лесной поляне. Бушевал май, росла сочная трава, благоухали цветы. Мыльный человечек открыл глаза и увидел огромное чистое небо, а потом какие-то белоснежные цветы с прозрачными капельками чистейшей росы. Он никогда не видел ничего подобного. Человечек, как завороженный, просидел весь день рядом с цветами, наслаждаясь их ароматом и совершенной красотой.

А вот дальше мнения детей разделились. Младшая сказала, что мыльный человечек остался жить на поляне. А старшая предположила, что он вернулся в город, нашел мыльную фабрику, где его восстановили. Он работал днем дворником, а утром и вечером ходил любоваться природой.

2. Персонажи комиксов
Дети любят читать комиксы, но, как выяснилось, еще больше любят их сочинять. Придумать персонажа комикса очень легко — у него должна быть одна особенность, которая будет обеспечивать ему все новые и новые приключения или одно и то же, которое будет повторяться в разных вариантах до бесконечности. Отличительная черта при этом — не внешняя, а особенность характера, суперспособность или стиль поведения. К таким персонажам относятся такие обобщенные герои, как пират, разбойник, следопыт и т.д. Как пишет Джанни Родари, сочинить и изобразить на бумаге комикс — дело во всех отношениях полезное. Ведь для этого нужно придумать сюжет, понять, как его лучше подать, как расположить картинки; надо сочинить диалоги, дать внешнюю и психологическую характеристику персонажа и т.д.

У нас пользуется популярностью супердевочка. Персонаж этот незамысловатый, но дочка любит играть в него и в какой-то степени ассоциирует себя с ним. Думаю, что у каждого ребенка найдется подобный любимый герой. И не удивляйтесь, если придумывание комиксов, увлечет вашего ребенка гораздо больше, чем написание школьных сочинений.

3. Путешествие по собственному дому или оживление предметов
В этой игре мы выбираем любой предмет и отстраняемся от его повседневного назначения, придумывая что-то абсолютно новое и неожиданное. Дети и сами часто применяют этот прием, когда воображают стул поездом, а найденную палку шпагой или самолетиком.

Для малышей можно сочинять рассказы во время их кормления, оживляя предметы, находящиеся на столе. И тогда вилка будет дружить с ножом и спорить с ложкой о том, кто главнее. Или же блюдце превратится в автомобиль, самолет, черепаху, улитку… Ребенок очень быстро включится в эту веселую для него игру, вам нужно будет лишь ее активизировать, подсказав наводящими вопросами интересный сюжетный поворот.

Я предложила детям «оживить» что-нибудь в квартире, и они выбрали наше старенькое фортепиано. И неожиданно нафантазировали историю о семье музыкальных инструментов. Мама Арфа — красивая, спокойная, ласковая, великолепно поет, но ужасная домоседка, печет вкуснейшие тортики и… мечтает танцевать в балете «Спящая красавица». Папа — Барабан— большой, толстый, с густой черной шевелюрой и длинными усами, громогласный, нетерпеливый, строгий и очень занятой. И детки: младшая — Флейточка — непоседа, хохотушка, вечно из-за своего любопытства попадающая в нелепые ситуации. И старшая — Скрипочка — очень нежная, ранимая, добрая, любит всем помогать, впечатлительная. Ее легко обидеть, и она все время плачет: и от грусти, и от радости. А еще у них есть дедуля — старый Рояль. Он — любитель шумных вечеринок, заядлый театрал, балагур и неутомимый выдумщик.

Конечно, это всего лишь набросок к дальнейшему развитию характеров и сюжета. И персонажи этой истории не претендуют на какое-либо точное соответствие их реальным музыкальным характеристикам. Эти образы основаны лишь на детских ассоциациях и приправлены легким юмором. Но польза от подобного сочинительства, я думаю, очевидна.

Небольшая рекомендация: все дети разные, и не всем сразу удается включаться в поток сочинительства. На первом этапе просто задавайте детям как можно больше вопросов и пусть они выбирают понравившийся им вариант. Фантазируйте с удовольствием и не относитесь к этому занятию слишком серьезно! Один из секретов успеха любой деятельности с детьми — соблюдение принципа РАДОСТИ.

4. «Фантастическое вычитание», или игра в ничего
Это очень увлекательная игра для развития мышления, изучения и осмысления окружающего мира, которая пришлась нам по душе. Дело в том, что моей младшей дочке (ей четыре года) становится скучно, если ей просто рассказывать что-то «научное». А вот эта несложная игра вызвала у нее живой интерес. Нужно всего лишь задать ребенку один вопрос: «Что случилось бы, если на свете не стало чего угодно (сахара, стула, стола, солнца, денег, бумаги, солнца, дверной ручки, зеркала…) ?»

Например, я спросила: «Что случилось бы, если бы исчезли все деревья?» И тут дочка узнала, что привычные для всех деревья вокруг на самом деле играют огромную роль в жизни всех живых существ на Земле. И это ее впечатлило! Обычный объект предстал в совершенно ином свете! Проговорили час, узнали много новых фактов, полистали энциклопедию о деревьях, и на следующий день дочка сама предложила сыграть в эту же игру.

Так что спасибо Джанни Родари за великолепные идеи! Если они вдохновили и вас, то выберите для начала один из предложенных вариантов игр, который вам больше всего понравился. Чтобы все получилась, вы должны играть наравне с ребенком, и вам должно быть тоже интересно, и тогда он обязательно откликнется и вовлечется в процесс фантазирования. И не бойтесь, что у вас не получится. Творческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать абсолютно в любом возрасте, чтобы жизнь была ярче, веселее и увлекательнее.

Татьяна Гизатова, педагог, арт-терапевт, мама троих детей
Источник