Образовательное пространство Конструктионик > Воспитание творческой личности

Сказки почемучки-потомучки

(1/4) > >>

Елена:
Сокровищница мировой литературы изобилует сказками «почемучками»,- и народными, и авторскими: «Почему в море вода соленая» (филиппинская сказка), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Почему рыбы молчат» (Борис Заходер), «Почему медведь зимой спит» (Сергей Панчешный) и др.

Название этих сказок всегда начинается со слова «ПОЧЕМУ», но по сюжету сказки-почемучки можно разделить на три подвида, условно обозначив их как сказки-объяснялки, сказки-узнавайки и сказки-фантазилки.

Сказки-объснялки в упрощенном, доступном пониманию дошкольников виде знакомят детей с явлениями и свойствами окружающего мира, раскрывают ответ на вопрос, озвученный в названии, через выразительные сказочные образы,
Примерами таких сказок являются: «Почему идет дождь» (Сергей Панчешный), «Почему чайки белые» (В.Бианки), «Почему зима приходит» (И.Ревю) и др.

Сказки-узнавайки повествуют о каком-либо явлении окружающего мира через сказочный сюжет, мотивируют на дальнейшее исследование и поиск причины явления.
Примеры таких сказок – «Почему рыбы молчат» (Борис Заходер), «Почему у месяца нет платья» (сербская сказка), «Почему кит ест только мелких рыбок» (Р.Киплинг) и др.

Сказки-фантазилки обращают внимание на явление, но по сюжету объяснение не реальное, фантастическое, волшебное. В отличие от первых двух видов сказок-почемучек, сказки-фантазилки не нацелены на ознакомление ребенка с явлениями окружающего мира и поиск ответа на вопрос, заявленный в названии. Как правило, подобные сказки направлены на воспитание нравственных качеств ребенка, и основная идея сказки находится за пределами названия, не связана с ним.
Примеры сказок-фантазилок - «Почему у зайца длинные уши» (Мансийская сказка), «Почему в море вода соленая» (Филиппинская сказка), «Почему у зайца губа рассечена» (Эстонская сказка),

Сочинение собственных сказок-почемучек очень увлекательное и чрезвычайно полезное занятие. Оно не только развивает образную речь и фантазию, но и способствует формированию важных навыков мышления – ассоциативного, диалектического, творческого.

Сочинять устные сказки можно в любом месте, «на ходу». Эта деятельность развлечет ребенка в поездке или в очереди, разнообразит досуг или дополнит занятие. Желательно записать-зарисовать сказку схемами-моделями. Для этого понадобится только ручка или карандаш и листок бумаги или блокнот. Обычно эти вещи всегда имеются в сумочке мамы, собирающейся куда-либо с ребенком.

Еще лучше, если ребенок самостоятельно проиллюстрирует свою сказку цветными карандашами, фломастерами или красками и создаст свою собственную книжку-малышку. Не забудьте на обложке указать авторство и дату «издания»!

Не настраивайтесь заранее на определенный вид сказки почемучки, если только у вас нет цели, чтобы ребенок закрепил полученные знания через придумывание сказки-объяснялки. Пусть сказка придумывается «сама», по сюжетной линии ребенка. Пусть в ней переплетаются и известные малышу знания, и выдумки, и ситуации непознанного.

Очень полезно находить в простых обыденных и привычных вещах какую-то загадку, что-то неизвестное. Побуждайте ребенка самостоятельно находить темы для очередной сказки.
- Что удивительного есть в… мячике, вилке, розе, вишенке, клубнике, машине? Давай придумаем сказку-почемучку с объяснением этого удивительного и неизвестного.
«Почему мячик отпрыгивает от пола», «Почему у вилки острые зубчики», «Почему у розы есть шипы», «Почему вишни растут парами», «Почему у клубники семечки снаружи», «Почему у машины колеса круглые», и т.д.

В зависимости от уровня знаний и представлений ребенка или наоборот, его желания отойти от известных фактов, может получиться сказка-объяснялка, узнавайка или фантазилка. Ненавязчиво помогайте наводящими вопросами, размышлениями, предположениями, помогите сформулировать вывод, «мораль» сказки, но не вмешивайтесь в сюжет, и, конечно, ни в коем случае не критикуйте!

Веселого и увлекательного сочинительства, интересных и необычных сказок!

В комментариях поделитесь текстами уже существующих сказок-почемучек, которые вам оказались интересными и полезными, а так же сказками собственного сочинения  chepchik

Елена:
Почему идет дождь
Автор: Сергей Панчешный

Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку «Почему идёт дождь»? Устраивайся поудобней и слушай.

В давние-давние времена нашу землю покрывал один большой океан. И жили в нём капельки воды. Было их видимо-невидимо. Ведь, представь, сколько нужно капелек воды, чтобы наполнить твою кружечку. А тут целый океан!

И среди этих капелек было много маленьких непосед, совсем как ты со своими друзьями. Они очень любили целыми днями играть в разные игры: в прятки, догонялки, жмурки. Но больше всего они любили выпрыгивать из океана и смотреть далеко-далеко. Ведь там, вдали, можно было увидеть красивое голубое небо и яркое солнышко. Можно было наблюдать больших птиц, которые  летали  над океаном. Можно было увидеть дальние берега, покрытые яркой зеленью и высокие горы с белыми вершинами.

И вот однажды, когда они играли, как обычно, подул сильный ветер и захватил с собой несколько маленьких капелек. Капельки испугались и закричали своим друзьям:
- Спасите нас, помогите нам вернуться домой, в океан!
Друзья попытались схватить  капельки, но ветер дул так сильно, что он  и их  забрал с собой.
Все они полетели на небо, и только там смогли найти друг друга. Тогда капельки воды решили не расставаться больше никогда, взялись за руки и… получилось маленькое облачко.
Оно летело над бескрайним океаном, погоняемое ветром.  А капельки в это время всё думали, как же им вернуться домой?

И тут одна из них воскликнула:
- Я знаю! Пусть к нам прилетят наши  подружки из океана.  Нас станет очень много, и облачко превратится в тучку. Тучка станет тяжёлая, небо не сможет её больше удерживать и отпустит. И тогда мы все вернёмся домой!

Так капельки и сделали. Закричали сверху своим друзьям, чтобы они тоже выпрыгивали из океана,  и чтобы их тоже унёс ветер. Когда капелек стало на небе много, маленькое облачко превратилось в большую тёмную тучу.
И через некоторое время эта туча пролилась весёлым звонким дождиком на большой океан, и все капельки  воды вернулись к себе домой.

Они совсем не испугались своего путешествия и продолжают это делать до сих пор.
Поэтому, когда ты увидишь на небе тёмные  тучи, знай, что это много маленьких капелек  воды выпрыгнуло из океана, и их унёс ветер.
Теперь ты знаешь, почему идёт дождь, и сможешь об этом рассказать своим друзьям.

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Где жили капельки воды? Где еще живут капельки?
- Сколько капелек в кружке? А в океане?
- Что случилось с любопытными капельками?
- Во что превратились капельки, которых ветер унес на небо?
- Какой способ придумала сообразительная капелька, чтобы вернуться домой?
- Могут ли капельки попасть на небо и стать облаком не толшько при помощи ветра? Как, с чьей помощью?

Елена:
Почему медведь зимой спит
Автор: Сергей Панчешный

Здравствуй, дружок! Сегодня я расскажу тебе сказку «Почему медведь зимой спит». Усаживайся поудобней и начинай слушать.

Давным-давно, когда ещё все звери умели разговаривать друг с другом, на земле было одно время года – лето.  Круглый год цвели яркие  красивые цветы.  Зеленела трава.  Кустарники и деревья были покрыты крупными  зелёными листьями.

По лесу бродили различные животные.  Они питались травой и папоротниками, грибами и ягодами, орехами и желудями.  По берегам рек и болот  прогуливались  журавли и цапли, выискивая себе на обед вкусную рыбешку или лягушку, улитку или червячка.
Все животные жили постоянно на своих местах, знали друг друга  и по утрам обязательно здоровались с пожеланием доброго дня.

Много лет так продолжалось, но однажды с далёкого Севера подул холодный ветер. Пошёл белый крупный снег.  Небо заволокло тучами.
Наступила зима,  и природа сразу стала меняться. Уже не было видно ни бабочек, порхающих  над красивыми цветками;  ни зверей на лесной поляне, ни быстрых рыб в прозрачном озере.
Всё покрылось белым-белым снегом. Замерзли реки и ручьи. Солнышко скрылось далеко-далеко за горизонтом.

И тут птицы и звери стали решать, где им жить зимой и чем питаться.
Заяц сказал:
– Я могу жить зимой под кусточком,  есть мелкие ветки, кору деревьев и кустарников. Я здесь остаюсь!
Следом белка произнесла:
– А я найду дупло в старом дереве, наношу туда мха и шерсти и будет мне тепло в моём доме. А за лето сделаю запасы грибов, орехов, желудей – вот зимой и будет чем мне питаться. Я тоже остаюсь в этом лесу!
Тут лось сказал:
– У меня копыта широкие, я в снегу не провалюсь.  А  есть я буду  ветки ивы, рябины, берёзы и осины. Я тоже решил остаться!

Вдруг поднялся  птичий гомон, и соловей со скворцом попросили слова:
– А мы не можем оставаться здесь на зиму! Ведь мы питаемся насекомыми, ягодами и семенами, а зимой их не найти. Так что, мы улетаем!
Стать перелётными птицами решили журавли и лебеди, грачи и  цапли, жаворонки и трясогузки.

Но были птицы, которые решили оставаться на зиму у себя дома.
Дятел и клёст сказали, что они зимой будут питаться семенами хвойных деревьев, а их в лесу видимо-невидимо. Так и проживут.
А голуби, воробьи и вороны вообще сказали, что проживут зиму вблизи людей,  и будут питаться крошками, семечками и пшеном, которые  для них рассыплют люди.

Долго шли споры между животными  о том, что делать им зимой и как искать себе пропитание.
Лишь один медведь ничего не сказал.  Ведь он не мог поедать, как заяц или лось, кору деревьев.  Заготавливать, как белка, припасы на зиму. Не мог он  и улететь с перелётными птицами в тёплые края.  Не мог и охотиться зимой по глубокому снегу, как это делают рыси и волки.
И тогда медведь решил:
– Я останусь, но с одним условием – зимой я буду спать в своей  берлоге и лапу  сосать до прихода тёплых весенних денёчков.
На том и порешили.
Вот почему с тех пор медведь зимою спит.

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Хорошо или плохо, когда постоянное лето? Что хорошего и что плохого? (Для старших дошкольников: есть ли на Земле места, где нет зимы?)
- Как зимуют разные звери: заяц, белка, лось, и чем питаются? Какие еще звери и как готовятся к зиме?
- Как решили переждать зиму птицы? Какие птицы улетают в теплые края? Как их называют? (перелетные) Какие птицы остаются в своем лесу (зимующие), чем питаются?
- Почему медведь решил зимой спать? Как он готовится к зимней спячке?

Елена:
Почему зима приходит?
Автор: Ирис Ревю

Как-то так сложилось, что зима никогда не забывает приходить к нам. У неё такая хорошая память? Чтобы в этом разобраться, надо обратиться к сказке.

Почему зима приходит? Никто толком в Изумрудном лесу этого не знал. Кто говорил, что зиму каждый год присылает Снежная Королева. Кто-то утверждал, что зима наступает благодаря стараниям Деда Мороза. Именно он с помощью волшебного посоха делает так, что вслед за осенью начинается зима.
Было и такое мнение, что зиму никто не присылает, а волшебница Зима на семи ветрах прибывает сама. Якобы летом она впадает в летнюю спячку (совсем, как наш медведь зимой), а потом просыпается, надевает свои метельные шубы, буранные шапки да вьюжные сапоги и отправляется к нам.

Но дети, ученики Лесной школы, точно знали, почему приходит зима. Им поведал об этом учитель.
Он сказал, что смена всех времён года происходит от того, что, во-первых, планета Земля вращается вокруг Солнца (и вокруг своей оси), во-вторых, что земная ось наклонена к плоскости орбиты Земли под определенным углом.

Это было научное объяснение. Когда его рассказали жителям Изумрудного леса, то они не захотели его слушать. Потому что им хотелось верить в сказки. Им очень нравилось придумывать массу сказочных причин, почему приходит Зима.

Почему же приходит зима? Да она просто скучает без нас!

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Присылает ли зиму Снежная Королева?
- Как ты думаешь, точно ли зима приходит благодаря стараниям Деда Мороза?
- На скольких ветрах, по поверьям, прибывает зима? (Для старших детей возможно исследование – почему на семи, а, не на восьми или шести, например)
- Какое объяснение дал учитель в Лесной школе, почему наступает зима?
- Почему жители Изумрудного леса не захотели слушать научное объяснение того, отчего приходит зима?
- Как ты сам думаешь, почему приходит зима?

Елена:
Почему нужно кушать?
Автор: Ирина Гурина

Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.
- Смотри, какая вкусная кашка, - говорила ей бабушка. – Съешь хоть ложечку, только попробуй, и тебе обязательно понравится. Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала головой.
- Скушай творожок, - уговаривал Настеньку дедушка. – Он очень вкусный и полезный.
Но и творожок она есть не хотела.
- Смотри, какой вкусный супчик, - говорила мама. – Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зеленый горошек, белая картошечка!
- Не буду, - кричала Настенька и убегала из кухни.

День шел за днем. Как-то пошла она с подружками гулять, и решили они покататься на горке. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:
- Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, на горке не покататься!
- И, правда, - удивились подружки, - что же ты такая маленькая!
- Не знаю, - расстроилась Настенька и пошла домой.

Заходит она в дом, раздевается, а слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шепот.
Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям: и там никого.
- Ничего не понимаю, - пожала плечами девочка. – Кто же шепчется? А! Я на кухне не была, - и она на цыпочках прокралась к кухне.
Приоткрыла Настенька дверь, шепот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.
- Ой, - удивилась Настенька, - да это же овощи разговаривают!
- Я тут самая главная, - сердилась морковь. – Во мне есть витамин А, это самый главный витамин. Он помогает детям расти, а еще тот, кто есть витамин А хорошо видит, почти как орел. Без меня никуда!
- Нет мы, нет мы, - подпрыгивали горошинки. – В зеленом горохе тоже есть витамина А , но нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас еще и витамин В есть.
- Во мне тоже есть витамин В, я же не хвастаюсь проворчало мясо. Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко, и чтобы зубки и десны были здоровыми.
- А во мне витамин С, - подпрыгнула картошка. – Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается, вот!
Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:
- Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный, и что тот, кто хорошо кушает, быстро растет и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами.
- А я слышала, слышала! – закричала Настенька, вбегая в кухню. – Я очень хочу вырасти и кататься на горке вместе со всеми!
Взяла она ложку и съела суп. С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек.

Примерные вопросы для беседы по сказке:
- Почему Настя расстроилась, когда пришла на горку?
- Почему Настя была меньше своих подружек?
- На нашей планете питаются только люди? Почему людям и животным необходимо есть?
- Чем полезна морковка?
- Чем полезен зеленый горошек?
- Какая польза в мясе?
- Чем полезна картошка?
- Какой овощь самый полезный?
- Какие еще ты знаешь полезные продукты? В чем их польза для людей?
- А какие продукты вредные? Чем они вредят?
Можно разобрать плюсы и минусы вредных и полезных продуктов (конфета вкусная, сладкая - плюс, но портит зубы -  минус) и подвести к рациональным выводам (какой из полезных продуктов вкусный и сладкий, что можно съесть вместо конфеты, чтобы сохранить зубки здоровыми).

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии