Функциональный язык ТРИЗ
Формулировка функций на языке ТРИЗ отличается от нашего привычного бытового понимания функции объектов. Функции в ТРИЗ предполагают более глубокий анализ происходящих взаимодействий между объектами.
Начинать знакомить детей с особенностями функционального подхода ТРИЗ можно с 5-6 лет (статья на сайте «Функциональное мышление»)
Функция в изобретательском понимании — это действие объекта, изменяющее свойства другого объекта.
Формулируется как триада:
инструмент (объект-труженик) – действие (работа инструмента, функция) – изделие (объект, изменяющий свои свойства под воздействием инструмента).
Например: какая главная полезная функция у зонтика? Говоря обычным, привычным для нас бытовым языком, – защищает человека от дождя.
Но слово «защищает» слишком общее и неопределенное. Как именно зонтик защищает человека, что он делает? И здесь достаточно просто представить зонт над головой человека (или изобразить его руками, что мы и предлагаем детям). Даже малыши сразу радостно восклицают: не пускает капли! Зонт задерживает капли дождя и направляет их (капли не скапливаются на поверхности зонта, а стекают по куполу).
Многие дети 6-7 лет способны не просто формулировать функции триадами, но и понимать суть формулировки и взаимодействия между объектами.
Например, на итоговом занятии модуля по функциям (1-го года обучения) ребята закрепляют навыки формулировки прямых и обратных функций, и последней парой я «коварно» предложила вывеску кафе и человека. И даже обрисовала примерную ситуацию — «представьте: человек хочет есть, идет по улице и видит вывеску…». Прямая функция не вызвала затруднений – «вывеска информирует и направляет человека», а вот обратная…. Дети задумались. Чувствуют подвох, но не решаются сказать (ведь вывеска никак не изменяется, если человек просто на нее смотрит). И вот одна девочка 6 лет задумчиво произносит: «Если это РАБОЧИЙ, и ему нужно снять вывеску, то он ее отделяет от стены и перемещает». Представляете, какая аналитическая работа происходит в детских головах?!
А.В.Кислов, председатель РА ТРИЗ, говорит о том, что освоение функционального языка ТРИЗ как бы «открывает третий глаз» у человека, — он начинает видеть и вникать в суть и смыслы происходящих в окружающем мире взаимодействий, процессов, явлений. Формируется логическое, причинно-следственное, критическое мышление.
А у меня работа с функциями, да и в целом по ТРИЗ-технологии, ассоциируется с очками, которые нашел главный герой фильма «Чужие среди нас». Надев эти очки, он начинает видеть реальную суть того, что его окружает.
Если вы хотите побольше узнать о функциях в ТРИЗ, рекомендую книгу А.В.Кислова «Третий глаз».
В ней вы найдете интереснейший материал и для детей, и для себя.
Записать своего ребенка 5-8 лет на мои скайп-занятия по ТРТМ-РТВ-ТРИЗ или задать уточняющие вопросы можно в личных сообщения ВК или в письме: elena_riabinina@triz-plus.ru
Добавить комментарий